Вклад Ислама в Европу: от да Винчи до европейских астрономов

Мы продолжаем публиковать цикл статей пакистанского автора Акбара Ахмеда о влиянии Ислама на европейскую цивилизацию. В прошлом материале речь шла о том, что некоторые из величайших европейских деятелей, которые внесли известный вклад в формирование западной цивилизации, были прямо или косвенно подвержены влиянию мусульманской мысли. В этом материале автор расскажет о том, как исламская цивилизация повлияла на гения европейского Ренессанса Леонардо да Винчи и на целую плеяду выдающихся астрономов, стоявших у истоков достижений современной европейской науки.


 

“Можно без преувеличения сказать, что обсерватория как научное учреждение обязана своим рождением Исламской цивилизации”

 

Существует еще одна связь между Данте и Исламом. Рукописи “Книги сокровищ” (Li Livres dou Tresor) Брунетто Латини, который подразумевает под сокровищем знание, содержат изображения Аристотеля, предстающего в виде араба – таково было отождествление Аристотеля с Исламом в тогдашней христианской Европе. Аристотель предстает “с тюрбаном на голове, сидящим на полу мечети, читающим текст на арабском языке и преподающим его своим ученикам. Популярная работа Брунетто, первая энциклопедия на народном европейском языке, транслировала в христианскую Европу исламскую литературную модель учителя и ученика. В свою очередь, в модели Данте Вергилий занимал место школьного учителя, а Данте играл роль школьника.’

Похожее изображение

Brunetto Latini before Ovid. Strozziano 146, Fol. 21v. Biblioteca Medicea-Laurenziana

Леонардо Да Винчи

Имеются свидетельства того, что Леонардо да Винчи, один из величайших гениев в мировой истории, также находился под влиянием исламской культуры. Это могло быть связано с его собственным происхождением, поскольку ученые все чаще утверждают, что мать да Винчи была крещеной рабыней из мусульманских земель, которых в то время во Флоренции было значительное множество.

В своих обширных исследованиях человеческого тела да Винчи использовал номенклатуру, которая была “по большей части арабского происхождения”. Он также занимался теориями исламских ученых, таких как Авиценна (Ибн Сина). Интересно, что Да Винчи также писал по-итальянски справа налево в арабской манере.

Наброски писем в тетрадях да Винчи адресованы “сирийскому Деватдару”, высокопоставленному Мамлюкскому чиновнику, которого да Винчи назвал “лейтенантом Священного Султана Вавилона”, что ученые считали указанием на Египет. Да Винчи отмечает, что выполняет “с должной любовью и заботой задачу, ради которой Вы меня послали”, о чем ученые говорят как об указании на то, что он работал над проектами для мамлюкского султана.

Пример зеркальной записи Леонардо да Винчи, который часто писал справа налево

В рассказе от первого лица, да Винчи сообщает, что то, что кажется кометой, на самом деле, представляет собой солнечный свет, который отражается пиком в Таврских горах в Армении. Он также описывает посещение города, о котором специалист по да Винчи Жан-Поль Рихтер говорит, что он расположен “вероятно, где-то в Курдистане”. В другом отрывке да Винчи рассказывает о разрушительном землетрясении в горах Тавр, которое, как он отмечает, “предсказал” “новый пророк”. Да Винчи имеет в виду Пророка Ислама и аллюзию на 99 суру Корана.

В 1503 году да Винчи написал Османскому султану Баязиду II, послав ему чертежи “ветряной мельницы”, “корабельного насоса” и 1200-футового моста через Золотой Рог в Стамбуле, который был бы самым длинным в мире. Султан решил, что мост, как и многие проекты да Винчи, будет невозможно построить, и обратился к Микеланджело, чтобы предложить ему свой собственный план, как это показано в голливудском фильме “Агония и экстаз” (1965).

(Leonardo da Vinci Academy) Knot pattern after Leonardo da Vinci about 1495 engraving 29 x 21 cm British Museum, London

“Узел” да Винчи восходит к арабеске

В изысканных потолочных фресках да Винчи в зале Делле Ассе (Комната деревянных досок), в замке Сфорца в Милане, мы находим “узлы”, кресты и восьмиконечные звезды исламского происхождения. “Узел” да Винчи, нарисованный в стиле арабески, символизировавшей бесконечность и единство, был особенно важен для художника. Это была эмблема “Академии” да Винчи, которую он рисовал в своих блокнотах, и она встречается во многих его работах, в том числе в «Мона Лизе» (1503-06), на которой этот символ можно увидеть на одежде изображенной женщины. “Узел” да Винчи вошел в моду в Европе и вскоре появился в одежде, керамике, переплетах книг, вышивке, текстиле, керамике, тканях и произведениях искусства, например, в шести работах Альбрехта Дюрера, которые основаны на “узле” да Винчи.

В Европе арабески переплетенный узор в виде арабески будеет ‘полностью интегрирован” с греко-римскими классическими формами Ренессанса и станет важным компонентом ренессансного искусства и стиля. Арабеска и заложенные в ней философские понятия, в частности, бесконечность и единство, впоследствии получили распространение в таких областях, как литература (например, Карл Вильгельм Фридрих Шлегель, «Люцинда», 1799; Николай Гоголь, «Арабески», 1835; и Серен Кьеркегор, “Или-или”, 1843) и музыка (например, Роберт Шуман, Arabeske, 1839; и Клод Дебюсси “Две Арабески”, 1888-91).

 

Альбрехт Дюрер, Коперник и европейская астрономия

Альбрехт Дюрер, один из величайших художников Германии, признал исламский вклад в европейскую науку и астрономию в своем “Северном небесном полушарии” (1515), которое, наряду с “Южным небесным полушарием”, возможно, является первой картой небес, появившейся в печати.

В каждом из четырех углов карты, Дюрер нарисовал портреты четырех величайших астрономов, которые сформировали человеческое понимание звезд. Один из них – астроном Х века Абд ар-Рахман Ас-Суфи, которого Дюрер называет латинским именем Azophi Arabus (араб Ас-Суфи). Ас-Суфи был автором книги «Утвержденные светила», которая оказала глубокое влияние на Европу и в которой впервые говорится о галактике Андромеды, наиболее близкой к Млечному пути. Книга «Утвержденные светила» была настолько популярна, что “является источником многих современных названий звезд, происходящих от латинских переводов арабских имен, данных звездам Ас-Суфи.” Действительно,” подавляющее большинство современных названий звезд в европейских языках являются искаженными формами арабских имен.

Картинки по запросу Azophi Arabus

Среди других мусульманских астрономов, оказавших глубокое влияние на Европу, были араб Аль-Баттани, известный как Альбатегний (Albategnius), который жил в IX-X веках, и чье имя упоминается целым рядом самых знаменитых европейских астрономов, включая Николая Коперника, Галилео Галилея, Тихо Браге и Иоганна Кеплера. Астрономические открытия Браге и Кеплера стали возможными благодаря обсерваториям Браге, которые “были оснащены инструментами, впервые созданными обсерваторией Самарканда и ее преемницей в Стамбуле”, а также знаменитой обсерваторией Мараги в Персии, которая дала свое название движению в астрономии.  Действительно,”можно без преувеличения сказать, что обсерватория как научное учреждение обязана своим рождением Исламской цивилизации.’

Многие ученые утверждают, что работа Коперника, была глубоко связана с исламской ученостью, особенно с учеными XIII века Насир ад-дином Ат-Туси из Персии, руководителем обсерватории Мараги, и Муайяд ад-дином Аль-Урди из Сирии, которые оба были ” настолько органично вписаны в астрономию (Коперника), что было бы немыслимо извлечь их из нее, оставив нетронутой математическую систему астрономии Коперника.” Коперника даже называют последним и величайшим представителем школы Мараги.

Далее утверждалось, что Коперник находился под влиянием арабского астронома XIV века Ибн Аш-Шатира, религиозного хронометриста и главного муэдзина мечети Омейядов в Дамаске, чьи модели имели “гелиоцентрический уклон”, что сделало их подходящим базисом для гелиоцентрических и “квазигомоцентрических” моделей, имеющихся в “Малом комментарии” (Commentariolus), ранней версии главной работы Коперника, опубликованной в 1543 году, “О вращении небесных сфер” (De revolutionibus orbium coelestium).

Картинки по запросу maragha observatory

Акбар Ахмед / Daily Times


Акбар Салахуддин Ахмед является заведующим кафедрой исламских исследований имени Ибн Халдуна в Школе международной службы Американского университета в Вашингтоне, округ Колумбия, и бывшим верховный комиссаром Пакистана в Великобритании и Ирландии. Ранее он также занимал ряд государственных постов в Пакистане и преподавал в Гарварде, Принстоне и Военно-морской академии США. Будучи антропологом и исследователем Ислама, он получил докторскую степень в Школе восточных и африканских исследований в Лондоне.

Комментарии