Влияние мусульман на музыкальную сцену Америки
Мусульманское присутствие в Америке восходит к XVII веку. Примерно треть всех рабов, привезенных на территории современных США, были мусульманами, и они принесли с собой на новые земли не только свою региональную культуру, но и религию, пишет Хусейн Рашид.
Текущие исследования показывают, что западноафриканская музыка, сформированная в том числе под влиянием исламского богослужения, оказывает глубокое и неизменное влияние на американскую музыкальную культуру. Мусульманский призыв к молитве, азан, исполняется по арабской музыкальной системе. Похожие черты проявляются в блюзовой музыке. Хотя между западноафриканской мусульманской музыкой и блюзом нет однозначной корреляции, связь между ними все же сильна и демонстрирует, что, хотя мусульманская религиозная идентичность не пережила период рабства, исламская культура стала частью американской культуры.
Native Deen – музыкальная группа, соединяющая хип-хоп и ислам.
Поскольку мусульман вынуждали публично отказаться от своей веры, они практиковали ее в частном порядке. Хотя многие из ритуалов были сохранены, их глубокое богословское значение было утрачено. Например, в штате Джорджия можно встретить церкви, обращенные в сторону Мекки. В начале XX века эта культурная память была возрождена такими группами, как Мавританский научный храм Америки. Эта религиозная организация была основана на предпосылке, что афроамериканцы являются потомками моавитян и, следовательно, «мавританцами» по национальности и мусульманами по вере. Данная тенденция была усилена прибытием из Южной Азии членов ахмадийской мусульманской общины. Их основной целевой аудиторией стало афроамериканское сообщество, многие представители которого стали мусульманами благодаря этому взаимодействию.
В середине XX века ислам отождествлялся с политической идентичностью чернокожих в той же степени, что и с религией. Он снова стал осознанной частью афроамериканского опыта и оказал глубокое влияние на мир джаза. Диззи Гиллеспи, американский музыкант, который считается родоначальником современного импровизационного джаза, в своих мемуарах «Быть или не быть бопом» часто ссылается на своих коллег-музыкантов, которые были мусульманами или признавались, что находились под влиянием ислама.
Влияние арабской культуры на современную западную музыку.
К 1953 году тенденция стала настолько заметной, что журнал Ebony опубликовал статью под названием «Древняя религия привлекает современное поколение» о «мусульманских музыкантах». Известные имена включают Талиба Давуда, который организовал полностью мусульманскую группу из 17 человек под названием «The Messengers» (позже «The Jazz Messengers»), Арта Блейки, Юсуфа Латифа, Сахиба Шихаба, Ахмеда Джамала и Маккоя Тайнера. Джон Колтрейн, хотя сам и не является мусульманином, демонстрирует влияние ислама в мире джаза в своем альбоме «A Love Supreme». Первый трек из него под названием «Acknowledgment» включает в себя рецитацию на манер суфийского зикра (поминание Аллаха) фразы «A love supreme» («Высшая любовь»). Повторяясь, она превращается в «Allah supreme» («Всевышний Аллах»), что явно отсылает к учению ислама.
Подобно блюзу и джазу, хип-хоп возник в американской культурной системе, пропитанной идеями ислама, в частности, в районе Бронкс Нью-Йорка в 1970-х годах. Одна из ключевых фигур той эпохи – Африка Бамбаата, американский диджей, певец, автор песен и музыкальный продюсер. Он не был мусульманином, но отразил в хип-хопе чувства окружающих мусульманских сообществ. Некоторые из первых исполнителей этого жанра идентифицировали себя как мусульмане, в том числе это члены таких групп, как Poor Righteous Teachers и Last Poets. Язык ислама является неотъемлемой частью культуры хип-хопа, который используют почти все артисты. Фраза «OG», понимаемая обычно как «Original Gangsters» («Настоящие гангстеры»), на самом деле означает «Original God» («Истинный Бог»). Номинированный на Грэмми рэпер Коммон ссылается на Мухаммада в своем альбоме Like Water for Chocolate, хотя он является членом Объединенной церкви Христа преподобного Иеремии Райта в Чикаго. Среди нескольких популярных артистов, которые идентифицируют себя как мусульмане, – Мос Деф, члены музыкальных групп Wu-Tang Clan и A Tribe Called Quest, а также обладатель Грэмми Лупе Фиаско.
6 американских рэперов, которые являются исполняющими мусульманами.
Международный музыкальный поток также привнес мусульманскую музыку в американский звуковой ландшафт. Знаменитый пакистанский певец каввали Нусрат Фатех Али Хан работал над саундтреком к фильму «Последнее искушение Христа» и выступал с Эдди Веддером из рок-группы Pearl Jam в «Мертвец идет». Брюс Спрингстин в треке «Worlds Apart» из альбома «The Rising» включил музыку каввали, чтобы противостоять неправильному восприятию мусульман. Песня Bohemian Rhapsody британской группы Queen способствовала проникновению фразы «Бисмиллях» («Во имя Аллаха») в американский рок. Одной из новых областей взаимоотношений между Америкой, мусульманами и музыкой являются транснациональные музыкальные потоки. Например, солист пакистанской рок-группы Junoon Салман Ахмад считает свое пребывание в Нью-Йорке и знакомство с различными музыкальными произведениями катализатором формирования группы.
Хотя присутствие мусульман в Америке считается относительно новым явлением, они проживают здесь на протяжении веков. Мусульманская музыкальная культура повлияла на развитие характерной американской музыки, такой как блюз, джаз и хип-хоп. С международным потоком музыки все более очевидно ее включение в американскую поп-музыку и трансформация музыки в мусульманских сообществах с включением американской музыки.
Исламосфера