Влияние персидской культуры на исламскую цивилизацию

Арабы разгромили войска Йездегерда III, последнего царя империи Сасанидов, в битве при Кадисии всего через двадцать лет после смерти пророка Мухаммада (мир ему), что положило начало исламизации Персии, пишет Матейн Халид.


Это был один из поворотных моментов в истории Ближнего Востока и всего мира. В один день сердце Персии было завоевано воинами-кочевниками из Аравийской пустыни. Древняя имперская бюрократия и жречество империи Сасанидов пали, и господствующей религией в Иране стал ислам.

Взаимодействие персидской культуры с исламом породило уникальный резонанс, продолжающий звучать на протяжении веков вплоть до нашего времени. В отличие от древних цивилизаций Сирии, Палестины и Египта, которые, попав под влияние ислама, арабизировались, Персия, хотя и стала мусульманской страной, не превратилась в часть арабской цивилизации. Древняя родина мидян и ариев сохранила свою культурную и даже политическую самобытность даже после разрушения империи Сасанидов.

Почему традиционная персидская музыка должна быть известна всему миру?

Влияние персидской культуры на ислам породило одну из самых литературных, высокоэстетичных и передовых цивилизаций в мировой истории. Персидский язык был придворным языком империи Великих Моголов в Индии, а национальный гимн Пакистана до сих пор остается чисто персидским. Персидский этикет и язык доминировали в городской культуре Афганистана задолго до времен Надир-шаха, персидского правителя, который увез легендарный Павлиний трон из Дели. Шиитские анклавы в арабском мире – в Южном Ливане, Басре и Наджафе, а также в Персидском заливе – своей культурой, религией и историей связаны с Ираном.

Павлиний трон — Википедия

Источник: ru.wikipedia.org

Персидская культура (техзиб аджами) принесла ислам в Среднюю Азию, Индию и Азербайджан. В конце первого тысячелетия хиджры тремя сверхдержавами исламского мира были османская Турция, сефевидский Иран и могольская Индия. Эти три империи были пропитаны персидской культурой. Если арабский язык в них был языком религии и закона, то персидский был языком поэзии, литературы, дипломатии и культуры, тогда как арамейский или коптский исчезли, существуя только в качестве языка богослужений в Египте. При этом сам средневековый персидский язык развивался в русле, сходном с историей английского языка после норманнского завоевания, который сохранил свою основу, но в него вошел целый пласт французской лексики.

Сасанидская Персия, в отличие от Египта или Сирии, была узловой точкой динамичного, мощного имперского государства, а не провинцией клонящейся к упадку Византийской империи. Сасанидские шахи – Ардешир, Бахрам и Шахпур – сражались с римлянами и даже побеждали их на протяжении многих поколений. Так что персидской культуре было нетрудно пережить арабское завоевание – ведь Египет, Ирак и Сирия не могли похвастаться той национальной эпической поэзией, которая породила Хафиза, Саади и Фирдоуси. Влияние древней доисламской культуры вполне ощущается в Иране и сейчас. У меня есть друзья-иранцы по имени Ардешир, Курош, Мехрдад и Хусроу. Но у меня нет друзей из арабского мира по имени Хаммурапи, Аменхотеп, Рамзес, Сенардип или Птолемей.

Иранское искусство разрушает негативный образ Ирана на Западе.

Империя Аббасидов была наиболее ярким примером синтеза древней персидской имперской традиции. Новообращенный перс-мусульманин Абу Муслим возглавил восстание, в результате которого был свергнут Марван II, последний омейядский халиф, и уничтожена сирийская арабская аристократия Дамасского халифата. Абу Джафар аль-Мансур, второй халиф династии Аббасидов, основал Багдад на месте древней персидской цитадели Ктесифон на Тигре. В его имперском бюрократическом государстве доминировали персидская элита, в руках которой находились и политическая власть, и армия на протяжении веков. Самым могущественным визирем халифа Харуна ар-Рашида был перс Джафар из семейства Бармакидов. Халиф аль-Мамун восстал против своего брата Амина из Хорасана, аль-Махди назначил шиитского имама своим преемником, чтобы успокоить своих беспокойных персидских подданных. «Тысяча и одна ночь» была написана персидским автором. После того, как Багдадский халифат распался под ударом монголов, впервые после арабского завоевания Ирана на территории от Герата до Азербайджана разные мелкие правители создали свои персидские династии. При этом от древних коммуникационных сетей Кира Великого (на основе которых халиф Мансур создал почтовую и секретную полицейскую службу, барид) до шахмат (название которых происходит от персидской фразы «шах мат» – «шах умер») и шиитской мессианской доктрины и эзотерических сект влияние персидской культуры на исламские общества было фундаментальным, а не косметическим. Даже богословие христианской Европы имеет свои корни в древней Персии. Ахриман, зороастрийское божество зла и тьмы, был прообразом Сатаны или Мефистофеля.

Иллюстрация 4 из 26 для Самые красивые сказки. Тысяча и одна ночь | Лабиринт - книги. Источник:

Источник: labirint.ru

Персидско-арабский раскол не исчез за четырнадцать столетий, прошедших после Кадисии. Шах (династия которого получила название в честь древнеиранского языка пехлеви) изо всех сил старался отдать дань доисламскому прошлому Ирана, связать свой род с мифическими персидскими царями – Киром, Дарием, Ксерксом. Но его феерические торжества в Персеполе в честь 2500-летия персидской монархии только ускорили революцию 1979 года. Образ персидского нашествия был воскрешен в представлении арабов на фоне боев за Шатт эль-Араб, когда баасистские пропагандисты Саддама Хусейна демонизировали своего древнего врага с «горы ужаса», с возвышености Эламского плато, исторической области на юго-западе современного Ирана, откуда спустились Дарий, монголы, Сефевиды, а теперь и воины аятоллы, собиравшиеся, по их мнению, покорить историческую Месопотамию.

Выставка “Фаджр” демонстрирует иранское искусство после 1979 года.

Современный Иран представляет собой этническую мозаику. Наряду с персами, здесь проживают курды, турки, белуджи, азербайджанцы, кашкайцы и арабы. Пятнадцать столетий спустя после битвы при Кадисии Персия все еще влияет на перспективы войны и мира на Ближнем Востоке, на линию разлома «столкновения цивилизаций», некогда разорвавшую исламский мир. От Ксеркса, ахеменидского царя царей, который вторгся в Грецию, до Моссадыка и аятоллы Хомейни в наше время Персия, как и века назад, является одним из ключевых игроков шахматной игры Восток-Запад.

Источник: itto.org

Исламосфера

Комментарии