Вода в мусульманской культуре: источник жизни и символ тайного знания

Вода является важным элементом исламских ритуалов, средством очищения, также она нашла свое отражение в фольклоре мусульманских народов, пишет И. К. Пунавала.


Коран, описывая сотворение жизни, указывает, что вода является ее основой: «Неужели же неверные не знают, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды» (21:30) и «Аллах сотворил всех животных из воды» (24: 45). Комментируя аят «Он — Тот, кто создал, пока Его трон покоился на воде, небеса и землю за шесть дней» (11:7), Табари, опираясь на авторитет ранних комментаторов, утверждает, что Аллах сначала создал воду, а из воды – небеса и землю.

Баоли: ступенчатые колодцы, возвеличенные Моголами.

Вода – источник жизни, она необходима для урожая. В исламе существует ритуал молитвы о ниспослании дождя. В хадисах сообщается, что когда люди жаловались Пророку (мир ему) на отсутствие осадков, он выводил их на открытое место и проводил коллективный намаз. В Коране многократно говорится о дожде как о милости Аллаха: «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Аллаха] между небом и землей, — во всем этом знамения для разумных людей» (2:164).

Google Nilma Boston Rio: A Terra Vista do Espaço em Tempo Real ...

Источник: br.pinterest.com

Вода используется в исламе для ритуального очищения, которое является обязательным для совершения намаза. В хадисе говорится, что очищение – это половина веры. Также сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Когда раб (Аллаха) мусульманин (или: верующий) совершает омовение и моет своё лицо, то все грехи, которые он совершил, глядя глазами, выходят с его лица вместе с водой (или: последней каплей воды) или подобное этому. Когда он моет свои руки, выходят из его рук грехи, которые совершила его рука, вместе с водой (или: последней каплей воды), пока он не очистится от грехов».

Аб-и хаят – источник вечной жизни мусульманских легенд.

Откровение уподобляется «воде, ниспосланной Богом с небес»: и то и другое считается живительным (Martin Lings, “The Qoranic Symbolism of Water”, in Studies in Comparative Religion 23, 1968, p. 153). В тавиле (эзотерической интерпретации) Корана исмаилитов вода является символом знания. Как вода необходима для жизни, так и знание жизненно важно для души. Подобно тому, как вода смывает с тела материальные загрязнения, знание очищает душу от духовных загрязнений (Qāżī Nommān, Tawwīl al-daāāmem, ред. M. Aamamī, Cairo, n.d., i, PP. 72, 105F.). Это символическое значение воды признают также суфии и шиитские имамы.

Мусульманская традиция изобилует ссылками на Замзам, Каусар и Аб-и хаят. Замзам – это колодец неподалеку от Каабы. Он появился как чудо, когда пророк Ибрахим (Авраам) привез в эту пустынную местность свою жену Хаджар (Агарь) и сына Исмаила. Хаджар пошла искать воду, но не смогла найти ее, поэтому поднялась на холмы Ас-Сафа и аль-Марва, молясь Аллаху и умоляя Его о помощи для Исмаила. Аллах послал ангела Джабраила, который ударил по земле, и из нее забил источник.

Каусар, упоминаемый в Коране (сура «Аль-Каусар»), описывается как река (или водоем) в Раю, предназначенная для Пророка (мир ему). Сообщается, что в этой реке есть россыпи жемчуга, рубинов, а берега ее золотые. Вода Каусара белее молока и слаще меда, ароматнее мускуса. В Судный день верующие будут пить из этого водоема. Испивший этой воды никогда не будет страдать от жажды.

ملف:بئر زمزم الأثري.jpg - ويكيبيديا

Замзам с воротником и крышкой, а также водостойкий ролик конца XIV века и медное ведро от 1299 года хиджры (1882 год) / Источник: ar.wikipedia.org

Аб-и хаят – это источник живой воды, другие его названия Хайн аль-хай или Нахр аль-хай. История Аб-и хаят связана с Хидром, который отождествляется с неназванным спутником пророка Мусы (мир ему) в Коране (18:65-82). Хидр является покровителем путников, появляющимся всякий раз, когда благочестивый человек испытывает нужду. Он бессмертен, потому что он пил из источника жизни, который скрыт во тьме.

Зеленые поля Саудовской Аравии – знамение Судного дня?

Шииты во время Мухаррама вспоминают страдания имама Хусейна, его детей и последователей в Кербеле, где они погибли мучительной смертью. Согласно шиитским преданиям, их величайшим испытанием была жажда, потому что враги не дали им пополнить запасы воды из Евфрата. Во время Мухаррама верующие раздают питьевую воду в память о жажде, которую испытывал Хусейн. Персидский язык богат пословицами и поговорками, связанными с водой и жаждой мучеников Кербелы.

Одним из видов благодеяний в мусульманских странах было строительство общественных питьевых фонтанов. В Иране эта практика опять же несла в себе смысл памяти о событиях в Кербеле.

Исламосфера

Комментарии