Возрождение суфизма в Турции с сериалом о Юнусе Эмре

Сериал “Юнус Эмре: путь любви” стал массовым хитом в Турции, едва выйдя в эфир. Однако высокие рейтинги телесериала – далеко не единственное свидетельство возобновления интереса к суфийской духовности в Турции, пишет Мариан Бремер.


На протяжении двух сезонов в 2015 и 2016 годах сериал «Юнус Эмре: путь любви» рассказывал зрителям историю турецкого святого и поэта Юнуса Эмре. Внимание к деталям, выдающиеся актеры, искусно поставленные диалоги, элементы драмы и саундтрек, где главным инструментом выступает ней (тростниковая флейта), –  одним словом, Турецкая телерадиокомпания немало инвестировала в эту роскошную продукцию.

Сериал смотрели миллионы зрителей. Он был настолько популярным, что теперь доступен на платформе Netflix. Это означает, что Юнус Эмре, который, в отличие от Мевляны Руми, практически неизвестен за пределами Турции, впервые попадает в поле зрения международной аудитории.

Турецкий актер сыграл Юнуса Эмре на одиночном представлении в Голландии.

В последнее столетие Юнус Эмре оказал значительное влияние на формирование национальной идентичности Турецкой Республики. Несмотря на то, что Ататюрк запретил дервишские ордена в 1925 году, Юнус Эмре оставался национальным поэтом Турции. Его стихи не перенасыщены арабскими и персидскими словами, как это обычно бывает у османских поэтов, именно поэтому они на протяжении десятилетий рассматривались как классический пример турецкой поэзии и по сей день являются неотъемлемой частью школьной программы. Тот факт, что его творчество неотделимо от суфийской символики, был не столь важен в начале ХХ века, как значение Юнуса Эмре для турецкой языковой политики.

Yunus Emre

Источник: beyazperde.com

Но успех сериала о Юнусе Эмре подчеркивает и другое. В течение нескольких недель, особенно в месяц Рамадан, во время ужина целые семьи наблюдали за дервишами в старинных костюмах, которые служили на кухне или рубили дрова, разговаривали со своими духовными учителями или принимали участие в зикре. По мере того, как зрители наблюдали это, духовные традиции, которые в значительной степени были утеряны с 1920-х годов, развертывались перед их глазами. То, что было неотъемлемой частью повседневной жизни в Анатолии в течение многих веков, было показано миллионам зрителей.

Макамы – музыкальные ступеньки на пути к Божественному: Ч.2. Нева.

Ататюрк считал суфийские ордена тормозом прогресса: слишком консервативными были их взгляды, слишком велико было социальное и политическое влияние суфийских шейхов в Османской империи, что делало их препятствием для модернизации страны по мнению кемалистов. На протяжении десятилетий тарикаты если и продолжали функционировать, то за закрытыми дверями. Это были скорее культурные объединения, а не духовные ордена.

Yunus Emre dizisinin 38. son bölümde büyük tehlike - İzle

Источник: hurriyet.com.tr

Но возобновившийся интерес к суфийской духовности в Турции не ограничивается только телесериалами. Это результат либеральной политики правительства в отношении разных ветвей суфизма: людей вновь приглашают на публичные дервишские церемонии, в муниципальных культурных центрах проходят встречи с суфийскими учителями, музыканты делают современную обработку суфийской музыки, а писатели популяризируют фигуры дервишей, подобно Элиф Шафак в ее знаменитом романе “Сорок правил любви” о Мевляне и Шамсе Тебризи.

“Баба Азиз” – ориентализм или классический суфизм?

Интерес к суфизму обусловлен также тем, что он является альтернативой политизированному исламу, с которым многие молодые турки уже не могут себя отождествлять. В конце концов, согласно одному важному тасаввуфскому принципу, надо отдавать предпочтение внутреннему содержанию религиозных ритуалов перед догмами и правилами. Это порождает гибкость и открытость, к которым в раскаленном социальном климате современной Турции стремятся многие.

Об этом и говорит в своих стихах Юнус Эмре:

Не ищите Бога вдали, нет!

В наших сердцах Он пребывает.

Отрекись от того, чтобы быть тобой,

И Он будет сиять в твоем сердце!

Исламосфера

Комментарии