Все, что вы хотели знать о Наврузе, но боялись спросить
Каждый год Навруз празднуют более 300 миллионов человек. О том, когда и как он будет отмечаться, пишет Шехризада Фарамарзи.
Навруз – это национальный праздник наступления Нового года, отмечаемый в Иране, Афганистане, курдских регионах Ирака, Турции и Сирии, а также во всей Центральной Азии.
Это весенний праздник, который символизирует возрождение и связь между человеком и природой. Персидский поэт Саади писал: “Проснись, утренний наврузский ветерок осыпает сад цветами”.
Навруз пропитан древними мифами и вымыслами, а также традициями и символами.
Когда наступит Навруз?
Он наступает в день весеннего равноденствия – в тот момент, когда солнце пересекает экватор, а день и ночь имеют равную длину.
Обычно это происходит между 19-21 марта, в зависимости от астрономических расчетов. В этом году он начался 20 марта чуть позднее 7 утра по тегеранскому времени.
Кто празднует Навруз?
Это часть зороастрийской религии, которая предшествовала христианству и Исламу. Она одновременно монотеистична – Ахурамазда, верховное божество, считается творцом всего доброго – и дуалистична в своих учениях. В зороастризме огонь и вода считаются символами чистоты.
Когда впервые начали праздновать Навруз?
Описанный персидским астрономом и поэтом Омаром Хайямом в XI веке как “обновление мира”, Навруз имеет тысячелетнюю историю.
По современным оценкам, Навруз отмечался не менее 3000 лет, с тех времён, когда Персидская империя простиралась за пределы современного Ирана.
На протяжении столетий этот вековой обряд развивался и расширялся. Постепенно торжества приобрели все большее социальное, религиозное и культурное влияние, поскольку они распространились вдоль установленных торговых путей и среди примерно 300 миллионов человек.
Как готовятся к Наврузу?
В то время как конкретные традиции варьируются от страны к стране, центральная тема одна и та же: празднование весны и времени возрождения и обновления.
В Афганистане, например, главным событием является Гули Сурх, или Фестиваль красных цветов в городе Мазари-Шариф, где в течение первых 40 дней года проводятся турниры по бузкаши – национальному виду спорта, похожему на поло. Вместо мяча используется козья туша.
Общим для всех стран Центральной Азии является приготовление сумаляка, густого пудинга из пырея. Во время готовки женщины поют народные песни, помешивая огромные кастрюли. Фестивали под открытым небом демонстрируют кочевые традиции и соответствующие виды спорта, такие как скачки, борьба и стрельба из лука.
Подготовка к празднованию Навруза в Иране начинается за несколько недель до начала весны, включая уборку дома (хане такани). Семьи также выращивают сабзе (пшеницу, ячмень, бобы мунг или чечевицу) в одном блюде.
Когда зелень прорастает через пару недель, блюдо ставится на стол, который является “центром” празднования Навруза. К нему присоединяются еще шесть символических предметов (Хафт син), которые начинаются с персидской буквы “син” или “с”. Они включают в себя:
сиб (яблоки) – символ здоровья и красоты;
сенджед (сушеные ягоды лох узколистный) – символ мудрости и возрождения;
саману (пшеничный пудинг) – символ силы / справедливости;
сомаг (сумак) – символ терпения;
серке (уксус) – символ возраста / терпения;
сир (чеснок) – символ очищения организма и окружающей среды.
Другие предметы, используемые в честь Навруза, – это зеркало, символизирующее отражение; цветные яйца как символ плодородия и золотые рыбки в чаше, которые представляют жизнь.
Также используются книга персидского поэта Хафиза и Коран. Они отражают способность Навруза сочетать свои древние корни с более поздними религиозными и культурными традициями.
Как празднуется Навруз?
О приходе Навруза объявляют уличные певцы, известные как Хаджи Фируз, которые носят яркие наряды и играют на бубне.
Исполнители чернят свои лица кремом для обуви или смесью сажи и жира. Много лет назад широко использовался древесный уголь. Они представляют собой вымышленный персонаж иранского фольклора, корни которого неоднозначны.
Некоторые версии традиционной истории связывают его с персонажем, наблюдающим за Вечным огнем древних зороастрийцев; другая версия заключается в том, что Хаджи Фируз на самом деле был черным рабом, который развлекал придворных во время Нового года в период правления Сасанидов (224-651 гг. н. э.). Однако более правдоподобная теория состоит в том, что он был одним из примерно двух миллионов чернокожих рабов, которые были привезены в Иран из Африки в рамках работорговли 19-го века в Индийском океане.
Последний вечер вторника перед Наврузом (17 марта этого года) – это празднование Чахаршанбе-Сури, символическое сожжение всего негативного, что было в прошлом году, с нетерпением ожидая нового начала.
Связанные с этим обычаи включают в себя прыжки через костры на улицах со словами: “Дайте мне ваш красный цвет, возьмите мой желтый цвет”. – Это символизирует то, как огонь забирает желтый цвет болезни и возвращает красный цвет здоровья и тепла.
В последние годы петарды стали использоваться все чаще, к большому неудовольствию некоторых участников. Есть также обычай кашок зани, когда дети стучат ложками по кастрюлям и стучат в двери соседей, чтобы получить от них сладости.
Какую пищу едят на Навруз?
В первый день Навруза семьи собираются в доме старшего родственника.
Традиционная новогодняя трапеза включает в себя сабзи поло махи (рис, смешанный с травами и подаваемый с белой рыбой), аш реште (густой зеленый суп с лапшой, нутом и фасолью) и куку сабзи (овощная фриттата).
Выпечка включает пахлаву, тук (шелковица), нан-ноходчи (нутовое печенье с фисташками) и аджил (сушеные ягоды и изюм).
Как долго длится Навруз?
Празднества заканчиваются через 13 дней после Нового года днем Сиздах Бедар, что можно перевести как “Избавление от 13” (символ невезения). В этот день люди организуют пикники в открытом поле, на полянах, в парках и на берегах рек, прихватив с собой тщательно пророщенный сабзе. Там они бросают его в реку или в поле, что символизирует возвращение к природе.
Откуда мы знаем про Навруз?
В своей книге “Сиропедия” греческий историк Ксенофонт (431-354 до н. э.) упоминает о празднике, который проходил в Персеполе – Персеполь по-персидски называется Тахт-э Джамшид, или “трон Джамшида”.
Согласно персидской легенде, Джамшид обладал божественной славой и был послан верховным зороастрийским божеством Ахурамаздой, олицетворявшим свет и огонь, истину, добро и мудрость, чтобы сразиться с Ариманом. Ариман был его братом-близнецом, богом тьмы, гнева и смерти, который вызвал засуху, голод и разрушение добра и изобилия.
После победы над Ариманом все сухие деревья расцвели, и Джамшид снова принес процветание своему народу, отсюда и современная традиция возвращать сабзе природе.
Связанные с этим повествования в основном восходят к эпосу “Шахнаме” (Книга царей) поэта 11-го века Фирдоуси, который приписывает мифическому царю Джамшиду установление Навруза после того, как он спас людей от суровой зимы, которая должна была заморозить планету.
“Он построил трон, усыпанный драгоценными камнями, и демоны подняли его с земли на небеса; там он восседал на своем троне, как солнце, сияющее в небе. Творения мира собрались в изумлении вокруг него и рассыпали на нем драгоценности, и назвали этот день новым днем, или Наврузом”, – отмечает Фирдоуси в “Шахнаме”.
Исламосфера