Вспоминая первых мусульман Канады

Неизвестно, когда мусульмане впервые прибыли и поселились на территории, которая сегодня известна как Канада, но это, конечно, произошло не так поздно, как многие полагают. Даже имеющиеся у нас свидетельства говорят о том, что мусульмане уже проживали в Канаде в 1851 г., более чем за десять лет до того, как была создана сама страна. Однако некоторые историки предполагают, что контакты западноафриканских мусульман (мандинго) с коренными народами Америки могли происходить даже раньше открытия Христофором Колумбом Нового Света в 1492 г.


Есть также предположение, что некоторые африканские мусульмане, привезенные в Америку работорговцами, возможно, оказались в том числе в Канаде или, после отмены рабства в Британской империи (включая Канаду) в 1833 году, пытались получить свободу, сбежав в Канаду по знаменитой подземной железной дороге. Рабство в Канаде, хотя оно, безусловно, существовало, не удостоилось широкого внимания исследователей, так что про это можно рассказать не так уж много. Что касается африканских мусульман, стремящихся получить свободу в Канаде, то в качестве примера можно привести судьбу Махомма Бакуаку. Родившийся в набожной мусульманской семье в Западной Африке, Махомма (то есть Мухаммад) был в молодости порабощен в Бразилии. Оттуда его отправили в Соединенные Штаты, где благодаря поразительному повороту событий он получил свободу. В конце концов он поселился на некоторое время в Чатаме, маленьком городке в провинции Онтарио, и именно здесь написал автобиографию, сделавшую его знаменитым.

Канадские таланты возрождают исламский дух.

В 1854 году, когда Бакуака прибыл в Канаду, там уже жили три мусульманина (или “магометане”, как они назывались по переписи). Это была молодая пара, Джеймс и Агнес Лав, которые эмигрировали из Шотландии в 1851 году и стали первыми зарегистрированными мусульманами в Канаде. Это интересно, потому что обычно считается, что первым известным мусульманином в Шотландии был Вазир Бег, студент-медик из Индии, который учился в Эдинбургском университете в 1858-1859 годах. Как бы то ни было, Джеймс и Агнес прибыли в южное Онтарио в 1851 году и поселились там. Три года спустя Агнес родила ребенка, которого назвали в честь его отца – первого известного канадского мусульманина. У супругов будет еще семеро детей, включая самого младшего, Александра, который родился в 1868 году, через год после основания Канады.

A Muslim History of Ottawa

Источник: muslimlink.ca

Еще одна семья мусульман прибыла в Южное Онтарио в 1871 году. Это была еще одна молодая пара, Джон и Марта Саймон, которые, по-видимому, родились в Соединенных Штатах, но были детьми иммигрантов из Европы. Они вполне могли быть выходцами из Восточной Европы, большая часть которой в то время еще находилась под властью Османской империи. Прибытие Джона, Марты и их детей – в дополнение к семье Лав – привело к тому, что общее число мусульман, зарегистрированных в Канаде по переписи 1871 года, достигло 13.

Школьница-мусульманка выиграла стипендию по мехатронике в размере 100 000 долларов.

Конечно, проведение переписи было очень сложной и трудной задачей в конце XIX века, и вполне возможно, что было гораздо больше мусульман, которые не были зарегистрированы. Три десятилетия спустя (и полвека спустя после прибытия Джеймса и Агнес) перепись 1901 года зафиксировала в Канаде 47 мусульман, хотя неизвестно, сколько из них (если таковые имелись) были потомками семей Лав или Саймон. По меньшей мере несколько из них были недавними иммигрантами из османского Ливана и Сирии, большинство из которых осели в Альберте. Часть из них, по сообщениям, принимала участие в некоторых ключевых событиях канадской истории, таких как золотая лихорадка в Клондайке и строительство Канадской тихоокеанской железной дороги. За ними последовали Али Абучади и другие мусульмане. По состоянию на 2017 год, когда Канада отметила свое 150-летие, мусульмане проживают в этой стране уже по меньшей мере 166 лет.

Muslim Demographics and History in Canada | A New Life

Источник: anewlife.ca

Исламосфера


Источник: Daood H. Hamdani,” Muslims in The Canadian Mosaic”, Institute of Muslim Minority Affairs Journal 5, no. 1 (1984): 7-16.

Комментарии