Хадарут уль-джума – зикр, уже более ста лет не смолкающий в Сенегале
В мечети Аль-Хаджи Малик Су, расположенной в столице Сенегала Дакаре, с 1902 г. каждую пятницу после предвечернего (аср) намаза проводится церемония зикра (поминания), сообщает агентство Анадолу.
Мечеть была построена одним из великих сенегальских суфиев Хаджи Маликом Су. Несмотря на то, что в те времена страна была колонией Франции, с 1902 г. здесь начали проводить церемонию зикра Хадарат уль-джума. Таким образом, эта традиция насчитывает уже 117 лет. Слово «хадара» с арабского языка переводится как «предстояние перед Всевышним с должным почтением».
В Сенегале открылась самая большая мечеть Западной Африки.
95% населения Сенегала являются мусульманами. При этом абсолютное большинство их, более 90%, являются последователями разных суфийских тарикатов – это самый большой показатель среди других мусульманских стран. Двумя крупнейшими тарикатами здесь являются тиджания и муридия, в меньшей степени распространены кадирия и лайана. Поэтому в пятницу в мечеть Аль-Хаджи Малика Су устремляется множество людей – как мужчин, так и женщин – чтобы занять место в кругу (халка) поминания (зикр).
Для совершения обряда Хадарат уль-джума мужчины рассаживаются вокруг расстеленного на полу мечети длинного белого полотна. После они начинаются громко и хором произносить поминания «Ля иляха илляллах» («Нет божества, кроме Аллаха») и «Аллах, Аллах» на своеобразный манер. С наступлением времени намаза зикр прерывается – люди спешат совершить молитву. А после церемония возобновляется. Мужчины произносят истигфар (просьбы о прощении, обращенные к Аллаху), салаваты (приветствия Посланнику Аллаха (САВ)) и другие поминания громким голосом. Это продолжается до ночного (иша) намаза.
Совершив ночной (иша) намаз, сенегальцы расходятся по домам.
Хадарат уль-джума в Сенегале совершается и в других городах. Это может происходить в разных мечетях и в разные дни. Но в исторической мечети Малика Су он проходит в особой атмосфере воодушевления. Хотя колониальные власти на первых порах и пытались прекратить эту традицию, она все равно продолжала практиковаться.
Нью-йоркский художник из семьи русских евреев, ставший суфием.
Абдуррахман Гуйе с юных лет следует по пути тариката. По его словам, в колониальный период суфии вместе с народом Сенегала боролись за независимость страны, поэтому суфийская традиция окружена здесь особым почтением и уважением. Это играет большую роль в сохранении традиции Хадарата.
«Хадарат означает приближение к Аллаху и последнему пророку Мухаммаду (САВ), это напоминание о том, что мы всегда находимся перед Ним и нам необходимость бояться только Его», – говорит Абдуррахман.
Сенегалец Йелиман Фалль создал африканский стиль исламской каллиграфии.
Он объясняет, что белое полотно расстилается для того, чтобы помочь собравшимся сконцентрироваться на мыслях только об Аллахе. «Целью тасаввуфа является любовь к Мухаммаду (САВ), следование сунне. А все то, что отдаляет человека от нашего Пророка (САВ), не может иметь отношение к тасаввуфу», – объясняет сенегалец.
Суфийские тарикаты пользуются огромным влиянием в стране. Утверждается, что именно им Сенегал обязан своим миром и покоем.
Исламосфера