Халфачилик – хорезмское искусство только для женщин

Халфы издавна были желанными гостьями на женских собраниях во время свадеб, похорон и траурных церемоний в Хорезме.


В Хорезме женщины, которые поют и декламируют эпические произведения и отрывки, исполняют народные песни и инструментальную музыку, известны как халфы. А само искусство называется халфачилик. Халфы выступают на разных собраниях, обрядах и праздниках, в основном, с участием только женщин.

Музыкальные традиции Хорезма имеют давнюю историю. На рисунках в «Зале танцующих масок» в городище Топрак-кала, относящихся к IVVI векам до н.э., можно увидеть музыкантов с арфой, барабаном, дутаром. На монете с изображением Сиявуша, эпического героя доисламского периода, присутствует и фигура женщины-музыканта, что позволяет предположить, что в те времена женщины владели искусством музицирования, пения и танца, и даже выступали перед людьми.

После распространения ислама в Хорезме стали формироваться основные черты жанра халфачилик, которые были адаптированы к мусульманским традициям и дошли до наших дней. Были созданы и получили широкое распространение мусульманские притчи, песни, дастаны, которые исполнялись нараспев. Например, были популярны «Бобо Равшан», «Повесть о пророках», «Повесть о Султанбобо», «Мирджноме», «Юсуф и Зулейха», «Джухуд-оглан» и другие. Распространение таких инструментов, как сантур и даф, а также названия некоторых мелодий, танцев и песен указывают на сильное влияние Ирана и иранской культуры эпохи Сасанидов.

В Узбекистане состоится Международный фестиваль искусства бахши.

Источник: anons.uz

До конца XIX века халфы использовали традиционные восточные инструменты. После 1985 года, когда они освоили гармонь, вскоре занявшую ведущее место в их творчестве, это искусство поднялось на новый уровень.

Репертуар халф разнообразен. Он включает не только народные песни, но также газели разных поэтов и фрагменты любовных эпосов. Также халфы вели религиозные диспуты.

Выделяют две разновидности искусства халфачилик – ансамблевое и сольное.

Хива – солнце, восходящее над песками.

Ансамбли халф состоят, как правило, из трех человек. Их возглавляет ведущая исполнительница (устаз), она играет на гармони и поет. Также в составе такой группы имеется дойристка, которая аккомпанирует на дойре (разновидность бубна) и иногда танцует, и танцовщица, которая танцует с кайраком (кастаньетами), исполняет песни жанра ялла и лапар, иногда играет на дойре. Такие ансамбли исполняют дастаны, отрывки из них, свадебные песни, лапары и яллы, произведения, созданные ими самими или другими творцами, аккомпанируя на гармони и дойре.

Сольные халфы читают нараспев дастаны и старинные религиозные книги при проведении в женском кругу религиозных обрядов. Часто они помнят свой репертуар наизусть. В этом отношении они похожи на традиционных сказительниц, которые в прошлом рассказывали легенды, сказания, дастаны и сказки на специальных посиделках в женском кругу. Сольные халфы также красиво исполняют свадебные песни, такие как «Ёр-ёр», «Келин салор», «Мубарак». Ансамблевые халфы принимают участие в свадьбах и торжествах, а сольные халфы кроме этого – в траурных церемониях, где читают такие эпосы, как «Ибрахим Адхам», «Бобо Равшан».

Сейчас искусству халфачилик обучают не только традиционным методом от учительницы к ученицы, но и в музыкальных школах Хивы, колледжах Ургенча и Элликала.

Эпос “Деде Коркут” включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Исламосфера

Комментарии