Хамза Юсуф – дервиш эпохи постмодернизма в пустыне смысла
Шейх Хамза Юсуф (Марк Хансон) на сегодняшний день является известным на всем мусульманском Западе исламским ученым, проповедником, имамом, а также преподавателем Университета Зайтуна в Калифорнии, пишет Абдрахман Ачыкгёз для сайта dunyabizim.com.
Хамза Юсуф родился в 1960 году в семье греческих интеллигентов Дэвида и Элизабет Хансон в городе Валла-Валла (штат Вашингтон). Бедуины, с которыми он познакомился в 25 лет в пустынях Мавритании, спросили у него: «Как это, название твоего родного города – «Валлахи-Валлахи» («Клянусь Аллахом»)»?
Его родители принадлежали к православной церкви. Возможно, слова его матери «Сынок, ты являешься православным только потому, что твой дед был православным, если бы ты родился на Шри-Ланке, то был бы буддистом», бросили в его душу семена, приведшие Марка к поискам самого себя.
Попав в автомобильную катастрофу в возрасте 17 лет, Марк впал в кому. Лечение было трудным, и еще год после этого он не мог поддерживать никаких связей с внешним миром. Он погрузился в размышления о бренности своей жизни. Будучи уверенным, что не проживет долго, юноша стал думать, как провести тот короткий отрезок жизни, который ему остался, а также о том, что ждет его после смерти. Он изучил все учения человечества – от западной философии до восточного мистицизма. И выбрал ислам.
Тарик Рамадан: культурная альтернатива западных мусульман.
На одном из своих уроков он говорит: «Ислам предстал передо мною как гора». И он сделал все, чтобы взобраться на эту гору. Его путь проходил через медресе в Испании, мусульманскую общину в Англии, мечеть в ОАЭ, где он был муэдзином, учебные заведения Алжира, Марокко и Мавритании. Посвятив 10 лет изучению исламских наук, он получил иджаза (признание в качестве специалиста) в нескольких классических исламских науках. После этого его учителя посоветовали ему вернуться на родину, чтобы там обучать людей исламу.
Поселившись в Калифорнии, Шейх Хамза вместе с другими алимами начинает воплощать в жизнь свою мечту – создание центра исламских наук. Он основал Институт Зайтуна в 1996 году. По милости Всевышнего, на базе этого института в 2009 году появился Колледж Зайтуна, дающий гуманитарное мусульманское образование. На сегодняшний день Колледж входит в число ведущих исламских учебных заведений мира.
Колледж ставит целью воспитать современных лидеров, обладающих достоверными знаниями об исламе. Дело в том, что часть проблем исламского мира связана с трансформацией традиционных мусульманских обществ. Современный ислам вынужден приспосабливаться к условиям урбанизации. А город в наши дни – это среда, где вместо духовных лидеров, в которых нуждается община, легче встретить мулл, которые не понимают языка своих прихожан, светских ученых, превративших религию в предмет своего исследования, абстрагировав ее от метафизического начала, интеллигентов, которые заявляют, что только они понимают священные тексты, не понятые никем до них.
Мусульманская молодежь Индонезии находит новых героев среди Инстаграм-проповедников.
Собственно, уникальность Шейха Хамзы Юсуфа в том, что он является своего рода «переводчиком», заполняющим имеющуюся пустоту. Он знает классический арабский язык в такой степени, что способен толковать как стихи доисламской эпохи, так и труды ученых, составляющих фундамент исламских знаний. И он способен переводить его на язык символических кодов эпохи постмодернизма, свободно рассуждая и о Канте, и о Бобе Марли.
Как говорит Шейх Хамза Юсуф, религия похожа на ядерный реактор – являясь источником мощной и чистой энергии, она может освещать города и страны, но если ее неправильно использовать, она превращается в убийственное оружие. Будь это глава государства, будь живущий в пещере отшельник, если человек начинает понимать религиозные тексты «по-своему», а свои цели, являющиеся плодом его низменных желаний, считать «обязанностями, возложенными на него Господом», то он способен совершать такие чудовищные поступки, которые вызовут ужас даже у нерелигиозных людей.
Мухаммад Икбал: “Суть жизни – найти самого себя”.
Шейх Хамза видит свою миссию в установлении проблем современного общества и озвучивания тех решений, которые предлагает ислам. Например, темы его пятничных проповедей часто могут показаться очень необычными для тех, кто привык к более традиционным: насилие в семье, связь интернета и порнографии, болезни потребительского общества, влияние телевидения и рекламы на детей, жесткая внешняя политика Америки и даже жестокость, совершаемая людьми во имя религии.
Для Шейха Хамзы Юсуфа в высшей степени знаковой фигурой является Имам Мухаммад Газали (р.а.). Согласно ему, в наши дни, как и во времена великого имама, углубились центробежные тенденции в исламе, ослабла та основа, которая обеспечивала единство мусульманской общины. И одна из причин этого – восприятие нами под влиянием современной антропоцентричной мысли нас самих и своей среды как центра Мироздания. Поэтому Шейх, выступая в качестве иконоборца, будучи вдохновленным Имамом Газали (р.а.), считает «свержение идола эгоизма» главным условием для достижения нами какого-либо результата во всякого рода профессиональной/интеллектуальной/духовной деятельности.
Центр исламского призыва в одном из самых пестрых городов США.
Исламосфера