Харуние – древний памятник и место упокоения Имама аль-Газали
В древнем городе Тус, расположенном недалеко от Мешхеда, на северо-западе Ирана, находится один из старейших исторических памятников – Харуние. О том, для чего предназначалось здание, до сих пор нет единого мнения, сообщает Oruj Travel.
При строительстве Харуние использовался так называемый стиль «азери» – азербайджанский стиль архитектуры в Иране. Обширный региона на северо-западе Ирана под названием Азербайджан, издревле населенный ираноязычными народами, в эпоху после монгольского завоевания стал центром империи Ильханидов и переживал культурный подъем. Поэтому этот стиль был одним из ведущих архитектурных стилей Ирана с конца XIII века и до появления правящей династии Сефевидов в XVI столетии.
Одни считают, что Харуние – это бывшая школа, также здание могло быть отведено под монастырь. Некоторые же склоняются к версии, что здесь раньше был храм эпохи Сасанидов, который позже преобразовали в мечеть. Существует еще одна точка зрения, согласно которой это место захоронения выдающегося мусульманского богослова Имама Мухаммада Аль-Газали. Подтверждением этой версии служит небольшой мемориальный камень с надписью «Имам Мухаммед Газали», который находится во дворе Харуние.
Известный в исламском мире правовед, богослов, один из ведущих авторитетов суфизма имам Аль-Газали был родом из города Табаран в районе Тус, провинции Хорасан, и имел персидские корни. Через некоторое время после смерти отца, движимой нищетой и поиском пропитания, вместе с братом он поступает на обучение в медресе.
Его первый биограф Абд аль-Гафир Аль-Фариси, отмечает, что Аль-Газали начал изучать науку фикх у местного преподавателя Ахмада Ар-Разакани.
Позже он переехал в Нишапур и учился у Абуль-Маали аль-Джувайни, известного как Имам аль-Харамайн, выдающегося правоведа и богослова, который носил звание «самого выдающегося мусульманского ученого своего времени».
После смерти Аль-Джувайни в 1085 году, Аль-Газали покинул Нишапур и присоединился ко двору сельджукского визиря Низама Аль-Мулька. Здесь он стал руководителем медресе Низамия, а также читал лекции.
Но уже через 10 лет, когда визирь был убит от рук исмаилитов, имам Аль-Газали начинает испытывать духовный кризис. «Я вспомнил о своем намерении обучать, и оказалось, что делаю это не чисто ради Аллаха, а ради славы и почета. Тогда я убедился, что нахожусь на краю пропасти и в итоге могу попасть в Ад, если не возьмусь за исправление своего положения», – пишет Аль-Газали в своей автобиографии.
Уезжая из города под предлогом совершить хадж, в течение 11 лет он живет как аскет. Конечно же, перед этим он позаботился о своей семье, распределив свои накопления.
После некоторого времени, проведенного в Дамаске и Иерусалиме, посетив Медину и Мекку в 1096 году, он вернулся в Тус, чтобы жить в уединении. В его понимании, это воздержание от преподавания в государственных учреждениях. Хотя Аль-Газали продолжал издавать труды, принимать посетителей и преподавать в завии (частном медресе) и ханаке (суфийской обители, которая состояла из мечети и жилых помещений).
Визирь Фахр Аль-Мульк, сын Низама Аль-Мулька, заставил Аль-Газали вернуться в Нишапур для преподавания в медресе Низамия. В 1110 году он снова бросил преподавание и вернулся в Тус, отклонив приглашение великого визиря Мухаммеда I поехать в Багдад.
Незадолго до смерти Аль-Газали жил в келье и обучал молодое поколение суфизму.
Аль-Газали умер в декабре 1111 года в возрасте 53 лет.
За время жизни он написал более 70 книг по фикху, исламскому богословию и суфизму.
Исламосфера