Хасан Челеби – самый выдающийся каллиграф современности
Последние работы Хасана Челеби, которого называют самым выдающимся мастером современности, это роспись мечети Чамлыджа, открывшейся в Турции в марте этого года и признанной самой большой в Европе, и малайзийской мечети Шри-Сендайан. 40 лет назад он начал переписывать Коран, а закончить эту работу планирует в будущем году. Родился он в 1937 г., в 24 года начал обучаться ремеслу каллиграфа, беря уроки у лучших мастеров. Он получил иджазат (признание мастерства) по почеркам сульс, насх, талик и рика. Сейчас у него самого уже имеется более ста учеников по всему миру, которым он дал иджазат. Каллиграф ответил на вопросы журналистов из Анатолийского агентства.
– Что вы скажите о развитии каллиграфии в Турции и во всем исламском мире?
– Если сравнить с тем периодом, когда я начинал заниматься этим ремеслом, то развитие составляет 98%. В то время был только один мастер – мой учитель Ахмет Ходжа. Рядом с ним никого не было. Когда он умер, то Международный центр по изучению исламской истории, искусства и культуры (IRCICA) организовал конкурс каллиграфов. Так вот, из-за рубежа поступило гораздо больше заявок на участие в нем, чем из Турции. Сейчас же наши турецкие каллиграфы успешно конкурируют с зарубежными. Говоря о развитии, я не имею в виду сравнение с периодом Османской империи, потому что их культура на сегодняшний день отсутствует. Да, есть те, кто умеет красиво писать, но культуры прежних каллиграфов нет. Это подобно тому, как ходить на одной ноге.
Музей имени “шейха каллиграфов” в Амасье.
– Если сравнить каллиграфию османского периода и современную?
– В османский период помимо разновидности почерка надпись имела и культурный смысл. Мастера хорошо знали арабскую графику, умели читать на ней. Сейчас же зачастую каллиграфы не могут прочитать надпись османского периода и не могут повторить ее.
– В чем же причина, почему современные каллиграфы не могут в полной мере овладеть этим искусством?
– У них нет основ. В лицеях их не учат османскому языку. Не зная Коран наизусть, они пишут аяты с ошибками. Все это связано исключительно с образованием. Если сейчас начать вводить в школах такое же образование, как в прошлом, то только через сто лет мы сможем получить поколение, культурный уровень которого соответствует османским каллиграфам.
Турецкие каллиграфы работают теперь и с бумагой.
– Какого вы мнения об использовании современных технологий в каллиграфии?
– Да, сейчас пользуются современными технологиями, но так невозможно создать каллиграфию. Если каллиграф не напишет надпись на бумаге, технологии не сделают это. Ну, с помощью технологий можно подчистить края, немного увеличить или уменьшить надпись. Т.е. это всего лишь дизайн существующей надписи, а не создание новой.
– А что вы думаете о женщинах-каллиграфах?
– Одна время я выступал против женщин-каллиграфов, но меня раскритиковали. Я считаю, что каллиграфия требует много внимания, а у женщин могут возникнуть с этим проблемы. Если вы один день не будете держать в руке перо, на следующий день это уже скажется на работе. Я говорю своим ученикам, что они должны уделять каллиграфии 30 часов в сутки. Женщин отвлекает работа по дому, уход за детьми. Если она уделяет каллиграфии один день в неделю, это не даст результата. Но я встречал хорошие работы женщин-каллиграфов. Среди них нет таких, кто бы создавал действительно профессиональные великие произведения, но они стараются.
Арабская каллиграфия получает все большее признание в Боснии и Герцеговине.
– Что отличает традиционную и современную каллиграфию?
– Модерн – это искаженная классика. Поэтому я не слишком люблю его. Мы должны в том же виде сохранять наследие, которое досталось нам от предков. Я ничего не могу сказать против тех, кто занимается современной каллиграфией. Но с точки зрения искусства она не сравниться с классической. Классическая каллиграфия имеет множество тонкостей, а современная — нет. Современные каллиграфы удовлетворяются всем, что выходит из-под их пера. А классическое искусство имеет свои рамки, критерии.
Али Той открыл новое измерение в каллиграфии (+фото).
Исламосфера