Хатамбандх – головоломка, которую нужно разгадать

Кашмир является древним регионом с богатыми культурными традициями, что нашло отражение в различных видах декоративно-прикладного искусства, многие из которых являются уникальными. Хатамбандх – одно из них, пишет Нандини Равал.
Хатамбандх – это традиционное искусство изготовления мозаичных деревянных потолков путем их сборки из вырезанных вручную кусков дерева разных форм. Согласно преданиям, оно было принесено в долину знаменитым персидским суфием Миром Саидом Али Хамадани, который прибыл в Кашмир со своими последователями в XIV веке и способствовал исламизации региона. Среди его последователей были многочисленные ремесленники из Ирана и Ирака, в том числе и владевшие искусством хатамбандха. Сафа Кадал в Сринагаре стал центром этого ремесла. Его развитию способствовало обилие разных видов деревьев, растущих в регионе.

Источник: gaatha.com
Утверждается, что в святилище Мира Саида Али Хамадани в Сринагаре находится самая сложная инсталляция хатамбандха.

Источник: thekashmirmonitor.net
Для этого искусства используют легкие породы древесины, такие как ель, пихта. Это необходимо для того, чтобы потолок не прогибался под собственным весом. Очаровательная деталь этого вида искусства заключается в том, что для скрепления деревянных элементов не используются гвозди или клей. Дизайн настолько хорошо продуман, что все они складываются вместе, как кусочки мозаики, и скрепляют друг друга.

Источник: thekashmirmonitor.net
Персидский по происхождению термин «хатамбандх» можно перевести как «замкнутые многоугольники». Геометрические и многоугольные элементы, также называемые «пош» (цветок), скрепляются деталями, именуемыми «гадж-патти». Благодаря этому потолки выглядят бесшовными и их легко можно разобрать и собрать заново. Многоугольные узоры вдохновлены персидскими мотивами и состоят из различных форм, таких как «мураба», «бадам», «кансут», «лакут», «бод». Сочетание этих мотивов создает уникальный дизайн хатамбандха, такой как «мураба бадам», «панч мураба», «чар пхул» п т.д. Можно наблюдать, как узоры переходят друг в друга, создавая иллюзию динамичной инсталляции, подобной звездному небу, или головоломки. В прошлом использовалось более 160 узоров. Сегодня можно воспроизвести только 100 из них, и только 10-12 производятся промышленным способом, используемым сегодня.

Источник: thekashmirmonitor.net
В прежние времена геометрические узоры также украшались изящной цветочной резьбой, их также дополняли наккаши – росписью по папье-маше.

Источник: freepresskashmir.news
Раньше это изысканное ремесло было символом статуса и использовалось для украшения потолков святилищ, дворцов, плавучих домов и королевских особняков. Большинство плавучих домов на озерах Дал и Нигин оформлены именно им. Из-за времени и кропотливых усилий, которые требуются для создания одного потолка, хатамбандх всегда считался роскошью. Помимо своей эстетической привлекательности, такие потолки также служили изоляцией от сурового кашмирского холода, что делало их популярными среди богатых кашмирцев. В девяностые годы прошлого века этот вид ремесла пришел в упадок и постепенно угасал. К счастью, он возродился в начале 2000-х годов, когда люди осознали его культурную ценность. В настоящее время эти роскошные потолки используются в гостиницах, ресторанах и жилых домах.

Источник: risingkashmir.com
Исламосфера