Хидр в тасаввуфе: совершенный наставник, символ и небесное существо

История о Хидре и Мусе, приведенная в Коране, вошла в суфийскую культуру с самого начала. Причина этого в том, что в ней нашли отражение две основы суфизма: наставничество (иршад) и тайные знания (илм-и лядун).
В суфийской интерпретации Хидр предстает как учитель (муршид), а Муса – как ученик (мурид). Утверждение Хидра как главы абдалов (святые высокого ранга) на позицию высшего наставника стало важным поворотным моментом в развитии суфизма. Многие суфии утверждали, что это он их наставлял, они встречались с ним и беседовали.
Суфии, как правило, представляли Хидра святым, и не считали достоверными предания, которые изображают его ангелом или пророком. Также, согласно им, он остается живым. В суфизме распространены многочисленные предания о разных суфиях, святых и даже простых людях, которые видели его, удостаивались его советов и молитв. В некоторых случаях рассказывается, что Хидр показал кому-то дорогу, помог и обучил «величайшим именам Аллаха» (исм-и азам). Согласно преданиям, с ним встречались Ибрахим Адхам, Ибрахим аль-Хаввас, Баязид Бистами, Бишр Хафи, Маруф Кархи и другие известные суфии. Саррадж пишет, что Хидр, которого он рассматривал как источник илм-и лядун, встречался с Али (да будет доволен им Аллах).
Североафриканские суфийские авторы, составлявшие жизнеописания святых (табакат), такие как Бадиси и Ибн аль-Зайят аль-Тадили, начинали свои труды с Хидра.
Обитель Хидра в Катарагаме: святыня мусульман Шри-Ланки.

Хидр / Источник: Wikipedia
Суфии утверждали, что именно благодаря Хидру появились хирка (плащ), разные виды зикра (поминания), которым придается большое значение в суфизме, а также другие практики.
Ибн аль-Араби, вероятно, был первым, кто связал тему хирка (плаща), который занимает важное место в суфийской культуре, с Хидром, заявив, что он однажды встречался с этой личностью и получил от него в дар такой плащ. Как гласят предания, Хидр заранее сообщил о рождении Абд аль-Халика Гудждувани, а позже этот суфий научился «тихому» (хафи) поминанию (зикр) у него. Также сильсиля (цепь преемственности) тариката хаджаган начинается с Хидра.
Эта личность занимала важное место в тарикате ясави, и, следовательно, в туркестанском суфизме. Согласно преданиям, отец Ахмада Ясави, шейх Ибрахим, стал другом Хидра вместе со своими 10 000 учениками. Опять же, Хидр указал ему, чтобы он женился на дочери своего халифы (наместника) шейха Мусы, а Ахмад Ясави лично встречался с Хидром, и обычай иметь посох (аса) в его тарикате восходит именно к этой личности.
Касьюн – священная города Дамаска.

Хидр и Ильяс совершают совместную молитву / Источник: Wikipedia
В бекташизме считается, что Хидр занимает макам (ранг) михмандар, один из двенадцати макамов этого течения. Иногда Хидром называют Али (да будет доволен им Аллах).
Со временем вера в Хидра тесно переплелась с верой в Махди. Ибн Араби утверждал, что когда приблизится Конец света, и появится Махди, Хидр будет свидетельствовать о нем. Опять же, Ибн Араби и его последователи иногда интерпретировали Хидра и Ильяса символически, утверждая, что первый указывает на состояние баст, а второй на состояние кабз (баст и кабз – парные духовные состояния в суфизме, которые означают «расширение» и «сжатие»). Хидр символизирует баст, так как его силы распространились на материальный мир, а Ильяс символизирует кабз, так как его силы вознеслись в духовный мир и сконцентрировались там.
С другой стороны, некоторые утверждали, что «два моря» в выражении «место слияния двух морей» в суре Аль-Кахф (18/60) относятся к явным и тайным знаниям, и Муса представляет явные знания (шариат), а Хидр – тайные знания (ильм-и ладун).
Аб-и хаят – источник вечной жизни мусульманских легенд.

Купол Хидра в мечети аль-Акса / Источник: Wikipedia
Некоторые последователи Ибн аль-Араби, такие как Абд ар-Раззак аль-Кашани, Дауд аль-Кайсари, Садр ад-дин аль-Кунави, считали, что представления о том, что Хидр – это человек, который будет жить до Судного дня, не являются достоверными. Поэтому те, кто утверждает, что встречались с ним, на самом деле видели некое свое качество, которое ожило и приобрело такой вид. Соответственно, то, что видит такой человек, на самом деле является проявлением его собственной души или Святого Духа (Рух аль-Кудс). Таким образом, Хидр, которому даровано бессмертие, не является реальным и независимым существом, это состояние (халь) человека, который его видит. По этой причине встреча с ним и контакт происходят в духовном мире. Мнение тех, кто верит, что Хидр представляет собой некое духовное и небесное существо (ангела), подкрепляет такое понимание.
Суфии указывают, что основные правила, которым ученик должен следовать в присутствии своего шейха, перечислены в истории Мусы и Хидра. Главные из них – хранить молчание, воздерживаться от возражений шейху даже в своем сердце, признавать, что ему даровано тайное знание (ильм-и лядун), не сомневаться в нем, даже если его какие-то слова или действия кажутся противоречащими шариату, и безоговорочно подчиняться ему.
В целом, отношения Хидра и Мусы в суфизме легли в основу многих вопросов и тем и породили множество анекдотов, притч и поучительных историй. Все они были широко приняты мусульманами в целом и со временем вышли за рамки суфийских кругов.
Вода в мусульманской культуре: источник жизни и символ тайного знания.

Хидр и Александр Великий перед Источником жизни / Источник: Wikipedia
Исламосфера