Хиджаб для компьютерных героев: американский геймдизайнер работает над улучшением образа мусульман
“Я работал над играми, которые искажали образ мусульман, и у меня не было выбора в этом вопросе. Я пытался сделать их лучше. Иногда мне это удавалось, а иногда нет.” С этими словами, геймдизайнер Осама Дориас выступил на прошедшей 22 февраля в Сан-Франциско конференции разработчиков игр, где он рассказал о том, почему позитивное представление образа мусульман в компьютерных играх имеет большое значение. В своем выступлении он поделился практическими шагами, которые могут предпринять разработчики, чтобы улучшить изображение ислама в своей работе, сообщает портал gamasutra.com.
Дориас подчеркнул, что не собирается делать никому выговор, лишь хочет, чтобы его коллеги-разработчики задумались и представляли Ислам и мусульманские общины в более объективной манере, а не так, как они их иногда изображают. Компьютерные игры – это продукция с очень обширным охватом аудитории, которая может помочь или нанести вред различным сообществам.
“У мусульман есть проблема в плане общественного имиджа. Иногда опасно быть мусульманином”, – сказал он, намекая на современный политический климат в США и в мире. “Поэтому нам нужна помощь в решении проблемы общественного имиджа”.
“Мусульманин может выглядеть так же, как и любой”
Дориась приложил максимум усилий, чтобы развенчать расхожие стереотипы. Он отметил, что менее 15% мусульман являются арабами, о чем вы никогда не догадаетесь, глядя на компьютерные игры. Самой большой мусульманской страной является Индонезия, мирная страна, которая ни в чем не участвует ”, а второй по величине является Индия, где мусульмане, на самом деле, являются меньшинством.
Затем он попросил разработчиков из аудитории представить, как выглядит мусульманин, подождал минуту, а затем снова спросил: “Как выглядит христианин? Как выглядит атеист?”.
“Мусульманин может выглядеть так же, как и любой, – сказал Дориас. “И чем больше мусульман вы встречаете, тем более это очевидно”.
Чтобы дать разработчикам некоторые примеры положительного представления образа мусульманина, Дориас указал на персонажа такой видеоигры, как Deus Ex: Human Revolution – Фариду Малик или супергероя комиксов Камалу Хан, как на очень уважительное и аутентичное отображение мусульман в поп-культуре.
“Комиксы про Камалу Хан понятны мне, хотя я и не пакистанец, не женщина и не тинейджер”, – сказал Дориас. “Почему это так? Потому что что ее история аутентична.”
Хиджаб для компьютерных героев
Дориас призвал своих коллег прибегать к помощи мусульман или экспертов по исламу в создании мусульманских образов, а не опираться на расхожие представления, вызванные волной антимусульманской истерии.
Он также попросил разработчиков, которые делают игры с возможностью настройки параметров персонажа, чтобы они нашли время, чтобы включить в эти настройки такие вещи, как хиджаб и головной платок. «Если вы собираетесь включить исламские символы или мусульманские ритуалы (молитвы и т. д.) в свою игру», – говорит Дориас, «вы должны либо убедиться, что они аутентичны, либо просто-напросто полностью убрать их».
“Если вы не собираетесь проводить исследования или нанимать консультанта, то просто не включайте в игру ритуалы”.
Образ мусульманской страны
Кроме того, Дориас выступил против “Арабистана” – эдакой истерзанной войной песчано-коричневой страны, которая появляется в бесчисленных играх под самыми разными именами. Он призывает коллег-разработчиков выйти за рамки этого клише и проявить большую креативность в выборе места, указывая в качестве отличного примера на яркое и красивое изображение Ирака в Overwatch.
“Я сам из Ирака, но я ни разу не представлял себе светлое будущее для моей страны”, – сказал Дориас, на мгновение задержав дыхание. “Я хотел бы увидеть, как кто-то другой это сделает…Надеюсь, вы понимаете, насколько это важно.”
“Дела идут лучше, но нам еще предстоит пройти долгий путь”, – заключил Дориас. “Мы, мусульмане…всего лишь хотим участвовать в этом обсуждении.”
Исламосфера