Хикмет Барутчугил: Суть исламского искусства – поиск Творца через красоту сотворенного
Художник Хикмет Барутчугил считается создателем нового направления в эбру. Он говорит, что эстетика исламского искусства в корне отличается от западной, пишет Yeni Asya.
Хикмет Барутчугил начинал свой путь художника как каллиграф, но потом, увидев в библиотеке Сулеймания работы в жанре эбру, увлекся этим видом искусства, который привлек его своим динамизмом. Эбру — это техника рисования на поверхности воды с последующим переносом изображения на бумагу или другую твёрдую основу. По словам мастера, когда он начал заниматься эбру, то в первое время его самого изумляли те формы, которые возникали на бумаге.
Индийский каллиграф возрождает исламское искусство в стране.
Не боясь творческих экспериментов, художник переносил проверенные временем мотивы этого декоративного искусства на множестве функциональных сред, например внутренние поверхности, гаджеты, одежду, таким образом, представляя необычную красоту широкой публике. Эти поиски привели к созданию уникальной линии эбру, которая сейчас известна под его именем – Барут Эбру.
Для эбру, по словам Хикмета Барутчугила, требуется терпение. Он рассказывает, что в прежние времена одну из разновидностей эбру – хафиф – использовали для того, чтобы предотвратить подделку официальных и торговых документов.
Духовная миссия исламского искусства.
«Занимаясь эбру, я понял эстетические принципы исламского искусства. Они в корне отличаются от западных… Суть исламского искусства – это, повторяя красоту сотворенного, искать Творца. Если западное искусство ориентируется на внешнее видение, то восточное – на внутреннее», – говорит художник. При этом он цитирует строки Наджипа Фазыла Кысакюрека:
Я понял: суть искусства – это поиск Творца,
Познание в этом, иное все – игры глупцов.
Как говорит художник, понять эстетику исламского искусства можно только через тасаввуф. Все те художники, которые внесли свой вклад в развитие этого искусства, были суфиями.
Хикмет Барутчугил участвовал в сотнях мероприятий и выставок по традиционному искусству, проводил краткосрочные курсы и семинары в США, Канаде, Германии, Нидерландах, Дании, Испании, Австрии, Англии, Египте, Тунисе, Швеции, Сирии, Иордании, Пакистане, Индиия, Бахрейне и Иране, способствуя возрождению эбру и повышению интереса к этому искусству.
Анри Матисс – мастер цвета, вдохновленный исламским искусством.
Его работы можно увидеть во многих музеях, в том числе в постоянной экспозиции Британского музея (Лондон, Великобритания). Также он является автором ряда книг – «Бесконечность цветов», «Цветы, танцующие на воде», «Эбристан» и другие. В данное время является преподавателем кафедры традиционных турецких искусств Университета изящных искусств Мимара Синана (Стамбул, Турция).
Исламосфера