Хилья: описание Посланника Аллаха (с.а.в.) как наука и искусство

Невозможно представить верующего мусульманина, который не испытывал бы любви и трепета по отношению к Посланнику Аллаха (с.а.в.). Эти высокие чувства стали источником для появления в исламе отдельных отраслей знания и искусства, посвященных описанию качеств нашего любимого Пророка (с.а.в.).


1. Описание качеств Посланника Аллаха (с.а.в.) в исламской культуре именуется такими терминами, как хальк, шамаиль, хилья.

2. Считается, что возникновение хильи инициировал сам Посланник Аллаха (с.а.в.), обратившись к Али (р.а.) с просьбой: «О Али, опиши меня, ведь увидеть описание моих качеств – будто бы не увидеть меня самого».

3. В классических арабских текстах же описание внешности и характера Посланника Аллаха (с.а.в.) именуется хальк. В сборниках хадисов выделялась специальная глава, посвященная такому описанию, ей давали такие названия, как «Сыфату ан-наби» («Качества пророка») и «Фадаиль» («Достоинства»). Такие ученые, как Тирмизи, Кади Ийяз, собрав описание внешности Посланника Аллаха (с.а.в.) из хадисов и других источников в отдельный труд, создали науку «шамаил».

4. Труд Тирмизи «Шамаил ан-наби», созданный на арабском языке, является первым образцом хильи. Кроме него, широкую известность получили такие произведения, как «Далаиль ан-нубувва» Имама Байхаки, «Тарих Исфахани» Хафиза Исфахани, «Шифа-и шариф» Кади Ийяза и «Вафа фи фадаил-и Мустафа» Хафиза Абдуррахмана.

5. В иранской литературе, вероятно, под влиянием шиизма, труды жанра шамаиль и хилья не получили распространения. Известно только две такие книги персидских авторов – «Шифа-и шариф» Мухаммада Абада и «Шифа-и шариф» Кади Ийяза.

6. В Османской империи описание внешности Посланника Аллаха (с.а.в.) называли «хилья». Развивалась хилья как один из видов литературы дивана. Также хильей называли книги или настенные табло с таким описанием.

7. В хилье описывались цвет волос и глаз Посланника Аллаха (с.а.в.), его рост, голос, привычки, а также выражалась любовь к нему, почитание, тоска по нему. Наряду с этим, хильи содержали просьбы о заступничестве. Они могли быть как независимым произведением, так и частью таких литературных форм, как мираджиййа и мавлид. Мираджиййа – это стихи, посвященные чуду Мираджа, а мавлид – посвященные рождению Посланника Аллаха (с.а.в.).

8. Параллельно описанию качеств Посланника Аллаха (с.а.в.) и в такой же художественной форме развивалось описание качеств других почитаемых в исламе людей, великих святых. Искусство описания четырех праведных халифов – Абу Бакра (р.а.), Умара (р.а.), Усмана (р.а.), Али (р.а.) именовалось «хилья-и чахар-йар-и гюзин», всех признаваемых исламом пророков – «хилья-и анбийа».

9. Отдельным видом искусства были художественно оформленные настенные табло с описанием качеств Посланника Аллаха (с.а.в.). Выполненные изысканным шрифтом и богато украшенные, часто это были настоящие шедевры.

Fikriyat

Комментарии