Христианские монахи и шариат в средневековом Египте
Средневековые египетские рукописи, хранящиеся в Библиотеке Конгресса США, позволяют по-новому взглянуть на религиозную историю региона, который в наши дни слишком часто ассоциируется с экстремизмом и межконфессиональными конфликтами, пишет Лев Вайц.
В Библиотеке Конгресса, которая, фактически, является национальной библиотекой США, хранятся документы, касающиеся не только американской истории. Примером могут служить две скромные коробки, находящиеся в Ближневосточном отделе библиотеки, в которых содержится несколько сотен фрагментов рукописных документов, покрытых средневековыми скорописными каракулями на арабском языке. Эти обрывки бумаги, папируса и пергамента фиксируют повседневные сделки – заключение браков, уплату налогов. Среди них есть и письма, отправленные близким. Принадлежали все эти записи обычным людям, жившим в Египте в VII-VIII веках.
“Я училась, чтобы стать католических монахиней, а потом приняла ислам”.
Два документа представляются особо интересными. На первый взгляд, они кажутся вполне обычными и фиксируют совершенно тривиальные сделки – два человека, Баба Бутрос и Баба Банила, покупают несколько комнат в доме в египетской деревне Тутун, ныне являющейся археологическим памятником. Документы датируются началом X в., когда прошло примерно 300 лет после завоевания Египта мусульманами, а сам он превратился в один из важнейших центров исламского мира. Для получения документов, подтверждающих их право собственности, Баба Бутрос и Баба Банила обратились в местный суд, где мусульманский писец, сведущий в конвенциях исламского права, составил соответствующие документы на арабском языке, которые сейчас и находятся в Библиотеке Конгресса.
Если присмотреться к личностям наших главных героев, история становится более интересной. Баба Бутрос и Баба Банила были не мусульманами, жителями деревни, а христианскими монахами, жившими в до сих пор действующем монастыре Дейр эль-Каламун в 30 км от Тутуна. («Баба» на коптском языке означает «отец», а «Бутрос» по-арабски «Петр».) Примечателен тот факт, что монахи использовали законы шариата для решения своих вопросов с недвижимостью.
Маруф Кархи – святой, перешедший из христианства в ислам.
В то время ислам был официальной религией Египта, но другим религиозным общинам разрешалось использовать свои собственные законы и обычаи. Например, если у мусульман в Египте были исламские суды, то у иудеев – раввинские. Христианство широко распространилось в стране в течение нескольких столетий после жизни Иисуса, и коптская церковь Египта имела богатые традиции как канонического, так и гражданского права. Церковные писцы вполне могли составить акты купли-продажи для Бабы Бутроса и Бабы Банилы и тех христиан, жителей деревни, у которых монахи купили собственность. И все же они, даже будучи монахами, предпочли услуги исламских юридических институтов.
Почему они так поступили? По всей вероятности, монахам было бы легче обеспечить соблюдение условий исламского юридического контракта, потому что любой спор по этому поводу рассматривался бы официальным судьей, назначенным государством. Вместе с этим Бабе Бутросу и Бабе Баниле не пришлось бы иметь дело с исламским законом и его представителями, если бы они этого не хотели. И все же они это сделали. И рутинный, беспроблемный характер их сделок показывает, что они были обычными в то время. Это разрушает примитивные представления о том, что Ближний Восток всегда был конфессионально разделенным.
“Рядом с крестами на храмах видны очертания полумесяцев”.
Наши два документа представляют собой фиксацию взаимодействий, пересекающих религиозные границы, и то, что они были достаточно обыденными, только добавляет им значимости. Западная общественность потребляет огромное количество информации о межконфессиональных конфликтах и религиозном экстремизме на современном Ближнем Востоке и в Северной Африке. События последних нескольких лет, от зверств ИГИЛ (запрещенная в РФ организация) в отношении религиозных меньшинств до продолжающегося гуманитарного кризиса в Йемене, многое сделали для того, чтобы внушить пессимизм. Современные конфликты могут создать впечатление, что религиозные различия всегда были источником напряженности, что многоконфессиональные общества, нередко существующие регионах с ограниченными ресурсами, нестабильны по своей сути и в какой-то момент неизбежно развалятся.
Эти документы представляют собой два отрывочных кратких взгляда на иную, более глубокую историю – не какого-то рая межконфессионального взаимопонимания, а человеческих обществ, в которых религиозные различия на протяжении тысячи лет были повседневным фактом. Просто не было ничего особенного в том, что Баба Бутрос и Баба Банила направились в мусульманский суд, чтобы зарегистрировать сделки с недвижимостью. То же самое справедливо и для других бесчисленных примеров межрелигиозного взаимодействия, которые долгое время характеризовали историю исламского Ближнего Востока в более мирные эпохи.
Вклад Ислама в развитие европейской цивилизации.
Часто ли Баба Бутрос и Баба Банила вели дела в местном мусульманском суде? Насколько хорошо они знали соседей-мусульман, которые подписались в качестве свидетелей? Документы показывают нам только своего рода «моментальные» снимки, короткие фрагменты гораздо более полных историй. Но иногда хранящихся в Библиотеке Конгресса фрагментов, нескольких обрывков пергамента, которых от Египта Бабы Бутроса и Бабы Банилы отделяют тысячи километров и сотни лет, достаточно, чтобы позволить нам по-другому взглянуть на часто неправильно понимаемое прошлое.
Исламосфера
Лев Вайц – историк, специалист по Ближнему Востоку. Доцент исторического факультета, заведующий отделом исследований исламского мира Католического университета Америки