Хусейния: место, где оплакивают Имама Хусейна

Хусейния – это место, в котором шииты собираются для проведения траурных мероприятий, в частности, в месяц Мухаррам. Хусейния по своим функциям отличается от мечети, пишет Мустафа Оз для İslam Ansiklopedisi.


Первоначально так назывались площади на перекрестке четырех дорог в деревнях и городах, где проходили траурные мероприятия по убиенному Имаму Хусейну. В Ираке и Ливане они именовались хусейния, в Иране – хусейния или текия, в Омане и Бахрейне – матам, в Индии – имамабара, азахана и ашурхана. В некоторых источниках сообщается, что в X в. в Багдаде на площадях разбивали огромные палатки, в которых проводились церемонии месяца Мухаррам, а для участников устраивались места укрытия. В отдельных случаях роль хусейнии временно исполняли караван-сараи, дворы домов и мечети. Первые постоянные хусейнии появились в Индии в начале XVIII в. Позже, особенно в Иране, так стали называть здания, построенные по особому плану для проведения траурных церемоний и декламации «роузе» – отрывков из «Равдат аш-шухада» (“Сад мучеников”) Хусейна Ваиза Кашифи, в которой описываются страдания Имама Хусейна в Кербеле. Исполнители роузе – роузеханы – при декламации всячески подчеркивали трагичность событий, плакали и стенали. В более поздний период появилась традиция исполнять театральные сцены, изображающие борьбу Хусейна с врагами. В течение года в хусейниях проводятся и другие церемонии, в том числе не связанные с Ашурой.

Ашура в Иране: традиции траура по Имаму Хусейну (ас).

Хусейния Далан в Дакке (Бангладеш) / Источник: en.wikipedia.org

Хусейнии имелись почти в каждом иранском городе. В одних случаях их строили богатые благотворители, в других – жители махалли сами собирали средства. Большинство хусейний содержались за счет вакфов или доходов от аренды. Иногда их создавали и содержали на свои средства ассоциации ремесленников, как, например, это сделали торговцы благовониями и тканями в иранском городе Себзевар. Часть таких заведений строило и финансировало государство.

Размеры хусейнии могли быть самыми разными – от способных вместить тысячи человек до очень небольших. По своей архитектуре они напоминали круглое театральное здание.

В XIX в. династия Каджаров, пришедшая к власти в Иране, стремилась строить хусейнии, чтобы заручиться поддержкой народа. Архитектура этих зданий претерпела некоторые изменения. Большое влияние на них оказал Насер ад-Дин Шах, который был впечатлен лондонским концертным залом Альбер-холл во время своей поездки в Англию. Построенная в 1870 г. Насер ад-Дин Шахом Текийе-йе Доулат была известна как самая большая хусейния в мире на тот момент. Она была закрыта в 1920 г. и разрушена в 1950-х гг. Среди других известных хусейний Ирана можно отметить знаменитую хусейнию в Джурджане, Моавен оль-Мольк в Керманшахе, Амир-Чакмак в Йезде.

Арба’ин: ежегодные поминки по Имаму Хусейну сопровождаются культурными мероприятиями.

Хусейния Садат Ахави – старейшая в Тегеране / Источник: irinn.ir

Во времена династии Пехлеви, стремившейся европеизировать Иран, церемонии в хусейнии приобрели религиозно-политический характер. Имам Хусейн представлялся как герой, который боролся с насилием и несправедливостью, а сами церемонии служили средством выражения недовольства политикой шаха. В ответ власти ограничили в 1928 г. проведение траурных мероприятий в честь Имама Хусейна, а в 1935 г. полностью запретили их.

В 1965 г. на средства, собранные общественностью, в Тегеране была открыта Хосейнийе-йе Эршад, призванная сохранить иранскую молодежь от влияния иностранной культуры и знакомить их с культурой ислама. Это было вполне современное образовательное учреждение. Но в 1973 г. оно было закрыто властями под тем предлогом, что лекции выступавшего здесь Али Шариати содержали провокационные элементы. После Исламской революции 1979 г. проведение траурных мероприятий было не только разрешено, но и получало всяческую поддержку со стороны властей. В результате хусейнии снова вошли в жизнь общества.

Кербела как мотив средневековой поэзии.

Имамбара Асифи в Лакхнау (Индия) / Источник: en.wikipedia.org

Исламосфера


Мустафа Оз – турецкий ученый, профессор, специалист по истории религий, мазхабам, исламским течениям. Преподаватель факультета богословия Университета Мармара

Комментарии