Хутба как политический инструмент

В Средние века пятничная проповедь или хутба несла в себе не только религиозное, но и политическое значение, пишет Мустафа Бактыр для İslam Ansiklopedisi.


Хутба – это выступление или проповедь, с которой обращаются к общине во время совершения некоторых богослужений, в частности, перед пятничными и праздничными намазами.

После смерти Посланника Аллаха (мир ему) хутба наряду с религиозным приобрела и политическое значение. Когда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) был избран халифом, то, поднявшись на минбар, он обратился к собравшимся с проповедью, в которой разъяснил основные принципы политики, которой собирался следовать. Так же поступали и следующие три халифа. Подобные речи произносили наместники (вали), когда вступали в должность. С другой стороны, поначалу халиф не только произносил пятничную хутбу, но и руководил намазом.

В последующий период расширение территорий, влияние сасанидских традиций на государственную организацию и рост официальных обязанностей привели к тому, что халифы стали держаться в отдалении от народа. Поэтому для произнесения пятничной хутбы и проведения намаза стали назначаться официальные лица, а имена халифа и султана упоминались в хутбах как символы суверенитета и независимости.

В этой мечети имам читает проповеди в мечом в руках.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Для легитимности власти какого-либо правителя было необходимо, чтобы она была подтверждена халифом. И первым условием этого было, чтобы этот правитель велел в мечетях произносить хутбу в честь халифа. На востоке исламского мира это делали в честь Аббасидов, иногда – в честь Фатимидов. В государствах Караханидов, Газневидов и Сельджуков хутбу произносили в честь аббасидских халифов.

Значение хутбы с точки зрения политики заключалось в том, что она указывала на баланс сил между халифом с одной стороны и султанами, наместниками, местными династиями – с другой. Правитель Хорасана и основатель династии Тахиридов Тахир ибн Хусейн стал первым наместником (вали), который в 822 г. велел читать хутбу в честь себя, а не халифа аль-Мамуна в знак независимости. Так как признание халифа означало признание верховенства правителя провинции, имя которого упоминалось в хутбе вместе с его именем, некоторые династии предпочитали не признавать халифа. Например, Саманиды не признали халифат аль-Мути Лиллаха (946-974), чтобы не признавать превосходство над собой их регентов из династии Буидов. Однако для легитимизации своей власти они признавали халифа аль-Мустакфи Биллаха и даже после его смерти продолжали упоминать его имя в хутбах.

Имя правителя провинциальной династии иногда упоминалось в хутбе вместе с именем халифа. Это постепенно вылилось в тенденцию признавать халифа духовным лидером, а правителя – политическим.

Арва ас-Сулайхи – королева, от имени которой читали хутбу.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

В хутбах время от времени отражался баланс сил между государствами. Аббасидские халифы особенно во времена борьбы за престол произносили хутбы от имени партии, доминировавшей в Багдаде. Например, халиф аль-Мустазхир Биллах в 1099 г. велел произносить хутбы от имени сельджукского султана Мухаммада Тапара, объявив его законным правителем. Когда в следующем году к Багдаду подошла армия Баркиярука, то начали произносить хутбы в честь него.

Принятие ислама монголами, положившими конец халифату Аббасидов, внесло изменение в хутбы. Правители из монгольских династий, не признававшие халифат Аббасидов в Египте, произносили хутбы в честь четырех праведных халифов, если были суннитами, и в честь 12 имамов, если были шиитами. Такая же практика закрепилась и при Великих Моголах в Индии. В мамлюкском Египте произносили хутбы в честь аббасидских халифов Египта, не имевших никакой политической власти, и правителей-мамлюков.

Иногда слабые государства произносили хутбу в честь правителя более сильного государства, чтобы заручиться его покровительством. Например, в период расцвета Османской империи в мелких мусульманских государствах Ачеха, Явы, Шри-Ланки, Суматры хутбу произносили в честь турецкого султана. Иногда это делали даже на тех территориях, которые вышли из состава Османской империи. Например, когда по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору Крымское ханство было провозглашено независимым, оно все равно в религиозном и духовном отношении оставалось привязанным к Османской империи, поэтому пятничные и праздничные хутбы произносили в честь турецкого султана. Так как в дальнейшем власть других мусульманских правителей ослабла, то последнего стали признавать халифом всех мусульман, и схожая практика во второй половине XIX в. закрепилась на обширной территории от Индии до Дальнего Востока и Африки.

Посох в исламской культуре: выражение духовной власти.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Исламосфера

Комментарии