Землетрясение в Турции и Сирии: поляризация религиозных дискуссий
Землетрясения, произошедшие в феврале этого года, в результате которых погибло более 50 тысяч человек, породили в мусульманском мире самые разные с религиозной точки зрения оценки – от божественной кары до напоминания о величии Аллаха, пишет Мустафа Карахамад.
Выпускник Аль-Азхара, египетский священнослужитель Абдулла Рушди в видео, размещенном на его странице Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России), высказал мнение, что произошедшие стихийные бедствия являются свидетельством роста моральной распущенности в пострадавших регионах. Но его заявления были встречены волной критики со стороны его подписчиков, которые отметили, что среди жертв было немало беженцев. Рушди ответил на это, что «логика божественного возмездия выходит за рамки человеческого понимания».
Оппонент египетского режима, салафитский священнослужитель Абу Исхак аль-Хувейни высказал аналогичные взгляды. Он заявил, что катастрофа была предупреждением выжившим вернуться на «путь Аллаха», то есть путь салафитов. В таком же духе высказался ливанский шиитский священнослужитель Сами Хадра, который написал в Твиттере, что землетрясение было напоминанием о «величии Аллаха» и предупреждением верующим отвернуться от «пути греха и беспечности». Хадра также подвергся резкой критике со стороны некоторых подписчиков, на что он ответил, что «атеисты и левые» не поняли его взглядов.
В христианском лагере некоторые ливанские страницы в социальных сетях объявили, что землетрясение было божественным возмездием Турции за превращение собора Святой Софии в мечеть два года назад. Отец Абдо Абу Касем, глава Католического медиа-центра в Ливане, выпустил видео, опровергающее эти интерпретации. Согласно его объяснениям, христианская вера не признает, что Бог наказывает виновных, а страх не должен быть мотивом для верующих. Тем не менее, в том же видео он призвал «атеистов, сторонников абортов и гомосексуализма вернуться к Богу и извлечь уроки из недавних событий».
Землетрясения в истории исламского мира.
Следует отметить, что эти мнения не разделяют все верующие, принадлежащие к упомянутым течениям. Тем не менее, само существование такого дискурса, особенно в отсутствие других подходов, говорит само за себя. Разнообразие оценок священнослужителей из разных групп показывает, в какой степени катастрофа используется ими в своих целях.
Отвечая на волну возмущения, египетский проповедник Мустафа Хосни разместил на своем веб-сайте видео со ссылкой на хадисы, которые подтверждают, что стихийные бедствия были наказанием до прихода ислама, но Аллах сделал их милостью для исламской уммы. Как он заявил, погибшие стали мучениками.
Иорданский проповедник доктор Ияд аль-Кунейби согласился с Хосни в том, что бедствие возвысило пострадавших мусульман в духовном плане, но он также добавил, что оно было наказанием для неверных. Согласно ему, люди пострадали в соответствии с их степенью благочестия, а жертвы-мусульмане стали мучениками
Как можно наблюдать, религиозные деятели преследуют свои цели. Те, кто интерпретирует землетрясение как акт возмездия, рассматривают его как возможность привлечь последователей и призывают вернуться к вере. Согласно им, стихийное бедствие было наказанием за распущенность и отказ следовать религиозным учениям. Жертвы землетрясения описываются ими как грешники, которых Бог избрал для этого в назидание другим. Но такие высказывания породили реакцию, обратную тому, на что надеялись их авторы, которых начали критиковать за отсутствие человечности.
Как спасались от стихийных бедствий в исламском мире в Средние века.
Религиозные авторитеты заняли оборонительную позицию, представляя более взвешенные мнения. Они демонстрируют солидарность с жертвами, называя их мучениками, а не грешниками.
Некоторые религиозные деятели, особенно сирийцы, избегают давать оценку событий с точки зрения ислама, а также высказывать метафизическое объяснение землетрясению или количеству пострадавших от него. Известный сирийский богослов Мухаммад Ратиб ан-Набулси, например, просто выразил свои соболезнования семьям жертв и призвал верующих оказывать им помощь, назвав это «поклонением нашего времени».
Другой известный сирийский богослов, доктор исламского права Мухаммад Хабаш не только дистанцируется от представлений, которые можно оценить как осуждение жертв землетрясения, но принимает активное участие в разработке религиозных правил усыновления детей, потерявших своих родителей в результате бедствия.
Критические оценки фокусируются на человеке и используют публичную сферу, чтобы пролить свет на халатность государства. В частности, недовольство высказывается аппаратом инженеров, планировщиков и государственных служащих, недостатки в работе которых привели к огромному количеству жертв. Отмечается также отсутствие готовности к стихийным бедствиям в арабских странах или указывается на необходимость оказания непредвзятой помощи пострадавшим.
Религиозные деятели, выражая свои оценки, вынуждены помнить о своих сложных отношениях с государством и его правящим аппаратом. Это объясняет, почему критические высказывания с их стороеы либо сильно ограничены, либо полностью отсутствуют во многих арабских странах. Вместо этого приводятся метафизические оценки, например, интерпретирующие бедствия как наказание или рассматривающие его как средство, способствующее прощению грехов. По крайней мере, связанный с этой темой популярный религиозный дискурс еще раз показывает, что институциональная реформа в арабских странах давно назрела. Нашей поддержки заслуживают те голоса, которые ставят человечность выше религиозной поляризации.
Самые катастрофические землетрясения XXI века в фотографиях.
Исламосфера