Женщина-кадий – вызов религии или патриархату?
В 2009 году Хулуд аль-Факих стала первой женщиной-кадием на Ближнем Востоке. Аль-Факих, проживающая на оккупированном Западном берегу, считает, что заслужила свое назначение благодаря тому, что боролась с глубоко укоренившимися в палестинском обществе патриархатом, предрассудками и неправильным пониманием норм исламского правосудия. Ее активная деятельность привлекла внимание режиссера Эрики Кон, которая сняла о ней фильм под названием «Судья», сообщает Middle East Eye.
По словам Эрики Кон, история Хулуд аль-Факих привлекла ее по двум причинам. Во-первых, потому, что Аль-Факих защищала обездоленных и боролась против исламофобии и за правильное понимание норм шариата в палестинском обществе. Во-вторых, ей хотелось снять правдивый фильм об исламском обществе и законах в противовес стереотипным представлениям об исламе, сложившимся на Западе. Кроме того, режиссеру импонировало то, что Аль-Факих проявляла стойкость в сфере, где обычно доминируют мужчины.
С момента премьеры на Международном кинофестивале в Торонто в 2017 году «Судья» очаровал зрителей и критиков. Газета Guardian написала, что Кон “показывает неустанную борьбу Аль-Факих за справедливость в отношении женщин и освещает семейные конфликты, общие для всего мира, включая опеку над детьми, развод и супружеское насилие”.
В Саудовской Аравии издаются фетвы, расширяющие права женщин.
Газета The New York Times отметила, что Аль-Факих “не угрожает религиозному праву, а является проблемой для патриархата”.
Фильм «Судья» акцентирует внимание зрителя не на страданиях. В фильме Палестина предстает нормальным свободным обществом, с похожими проблемами и достижениями, которые есть в других странах мира. Поэтому в фильме не упоминается израильская оккупация, в кадрах не видно ни одного израильского солдата.
Между тем израильский фактор присутствует в фильме, но в несколько ином виде. К примеру, в нем говорится о существовании в палестинском обществе системы удостоверения личности, которая запрещает иерусалимской палестинке выходить замуж за палестинца с Западного берега, если она не откажется от своего вида на жительство. Таким образом, оккупация приводит к росту консерватизма в отношении женщин в палестинском обществе.
Розы и улыбки: европейские мусульмане борются с исламофобией.
“Характер оккупации усугубляет существующие разногласия между мужчинами и женщинами и делает бедных женщин более уязвимыми”, – утверждают исследователи Карам Дана и Ханна Уокер в журнале. “Сложные системы контрольно-пропускных пунктов и взаимоотношения израильских солдат и поселенцев вынуждают отцов, которые могут себе это позволить, держать своих дочерей дома вместо того, чтобы позволить им участвовать в общественных делах. Иначе говоря, оккупация ухудшает гендерное равенство в Палестине и уменьшает мобильность между палестинскими территориями”.
Представлять, что судья Аль-Факих борется только с патриархальным обществом и израильскими ограничениями неправильно, она выступает в целом против любых форм несправедливости.
Роман американской писательницы об исламофобии вызвал неоднозначную реакцию.
Стремясь перепрограммировать такие явно ошибочные, расистские и невежественные концепции мусульман и представить их как ” нормальных “людей, Кон приглашает свою аудиторию в путешествие, где реальная политика подавляется, а” представление ” является демонстрацией прогресса.
Разъясняя свой замысел, режиссер фильма говорит: “Я хотела показать Палестину такой, какой мы ее обычно не видим. В Палестине есть жизнь. В Палестине есть красота. Там есть достоинство. Есть любовь. Есть юмор. Там огромная жажда жизни. Оккупация – это реальность. Ты не можешь жить спокойно, ты не можешь снимать. Но это не все, что есть в жизни палестинцев”.
Исламосфера