Женщины-чтицы Корана – тренд в Египте начала XX века

В начале XX в. в Египте существовали многочисленные чтицы Корана. Самой известной из них была шейха Мунира Абду.


Родившаяся в Шаркее, Мунира Абду начала выступать как чтица Корана на похоронах в своем городе в 1920 году в возрасте 18 лет. В то время похороны сопровождались многочисленными ритуалами и длились шесть дней – три из них были мужскими, и еще три –женскими. Поэтому обязательно было присутствие чтеца Корана для женщин. К этому допускались или слепые мужчины, или женщины. Мунира Абду удовлетворяла обоим условиям – она была и слепой, и женщиной. Вскоре после этого худенькая девушка с изумительным голосом быстро обрела славу, став равной таким известным чтецам, как шейх Мухаммад Рафаат.

Фатих Сеферагич: молодой хафиз со славянским лицом стал звездой соцсетей.

Карьера Муниры Абду была успешной, хотя и недолгой. Когда в 1934 в Египте была создано радиовещание, шейха Мунира была назначена первым чтецом Корана для радиоканала. Ей тогда было 32 года. Она быстро обрела популярность далеко за пределами Египта и стала одним из самых успешных чтецов своего времени. Мунира Абду выступали с чтением Корана даже на лондонских и парижских радиостанциях.

Фотография Абду, снятая для печатного журнала египетского радио в октябре 1939 года / Источник: scenearabia.com

Шейха Мунира была не единственной известной женщиной-чтецом, ее современницами были шейха Набавия Нихас и Карима аль-Адлия, но она безусловно, была одной из самых востребованных. Она была номинирована на множество наград, а писатель Махмуд ас-Саадани написал ее биографию «Музыка с небес».

Мсид – традиционные коранические школы Марокко.

В этой книге ас-Саадани рассказывает, что в 1925 году один из самых богатых тунисских торговцев предложил Абду тысячу египетских фунтов (очень большая сумма в то время), чтобы она на месяц Рамадан приехала в его имение в город Сфакс и читала Коран для его семьи. Но Мунира отказалась, тогда купец оставил все свои дела и на Рамадан сам приехал в Египет, чтобы слушать ее чтение.

Если раньше женщин-чтецов слышали только женщины во время похорон, то после появления радиовещания, выступления таких чтиц, как Мунира Абду, стали доступными и для мужчин. Аль-Азхар посчитал необходимым рассмотреть этот вопрос с точки зрения исламского права. Незадолго до начала Второй мировой войны несколько шейхов Аль-Азхара издали фетвы о том, что женский голос является «ауратом», т.е. тем, что женщины должны скрывать от посторонних мужчин, поэтому им нельзя публично читать Коран. Радиостанции Египта немедленно прекратили трансляцию шейхи Муниры, несмотря на возражения ее поклонников и постоянных слушателей. Их примеру последовали и их коллеги в Париже и Лондоне.

Самый массовый конкурс чтецов Корана проходит в Африке.

Сохранилось только несколько записей Муниры Абду, в том числе и ее самый знаменитый ибтихал (особо проникновенная мольба – Исламосфера) «Йа Расулуллах» («О Посланник Аллаха»). Женское чтение больше не практикуется по радио, и многие современные мусульмане даже не подозревают, что когда-то эта практика была очень популярна.

Исламосфера

Комментарии