Женщины – покровительницы искусств и благотворительницы в эпоху Сефевидов

Вопреки распространенным представлениям, женщины играли активную роль в иранском обществе времен Сефевидов, пишет Шапур Гасеми.


Во времена Сефевидов женщины, в частности, принадлежащие к правящей семье, получали хорошее образование, изучали религиозные и светские науки, занимались искусством. Поэтому они играли активную роль как в придворной жизни, так и в жизни общества в целом. Например, Жан Шарден, французский ювелир и путешественник, писал о матери шаха Аббаса II Анне-ханум: «Власть матерей персидских царей становится огромной, когда они [шахи] находятся в молодом возрасте. Мать Аббаса II имела влияние, которое было абсолютным… Она управляла Персией через своего министра [Сару Таки]».

Гарем иранских шахов.

Особым уважением пользовались благочестивые и незамужние сестры или дочери шахов. Как следствие, эти женщины были покровительницами искусств, архитектуры и религиозных учреждений. Вот некоторые из примеров.

CLOTHING x. In the Safavid and Qajar periods – Encyclopaedia Iranica

Источник: iranicaonline.org

Таджлы-ханум или Шах Беги Бегум, любимая жена шаха Исмаила, пожертвовала многие из своих владений расположенному в Куме святилищу Фатимы аль-Масумы – дочери седьмого шиитского имама Мусы аль-Казима и сестры восьмого имама Али ар-Риды. Она покровительствовала и другим святыням Ирана. Например,  она построила купол Джаннат-сара в святилище шейха Сафи ад-Дина в Ардебиле и гробницу шаха Исмаила в Ардебиле в 1524 году. Дочь Таджлы-ханум покровительствовала святыням и местам паломничества, основав вакфы (благотворительные фонды) на доходы от недвижимости в Ширване, Тебризе, Казвине, Рее и Исфахане, а также учредила вакф для женщин.

Зайнаб Бегум, незамужняя тетя шаха Аббаса, строила мосты и караван-сараи вдоль торгового пути Казвин – Саве.

Женщины-художницы при дворе Великих Моголов.

Ближе к концу эпохи Сефевидов мы видим, что уже не только женщины правящей династии, но и просто богатые мусульманки занимались благотворительностью, строя мечети, медресе, караван-сараи и другие сооружения.

Диларам-ханум, бабушка шаха Аббаса II, построила в 1642-1645 годах в Исфахане караван-сарай Джадда, ставший крупнейшим в городе, караван-сарай Ним Авард в 1640-х годах, медресе Малой бабушки в 1645-1646 годах и медресе Большой бабушки в 1647-1648 годах. В караван-сараях продавали дорогие ткани и другие товары как из Индии, так и из Шираза. Кроме того, Диларам-ханум создала вакфы для обоих медресе.

Take a look at this Safavid woman: doesn't she look East Asian or perhaps even Mongolian ? I'm trying to find out and understand why do the people in old Persian artwork

Источник: reddit.com

Сахиб Султан Бегум, дочь врача и посла Хакима Низам ад-Дина Мохаммеда, построила мечеть Ильчи в 1678-1679 годах.

Марьям Бегум, дочь шаха Сафи, построила особняк в начале XVIII века и медресе в 1703-1704 гг.

Анне-ханум, мать шаха Аббаса II, спонсировала строительство мечети и школы в Аббасабаде в середине XVIII века.

“Женский султанат” – эпоха правления женщин в Османской империи.

Шахр Бану, сестра последнего шаха их династии Сефевидов Солтана Хусейна, построила медресе и баню в 1694-1722 годах.

Зинат Бегум, жена врача Хакима аль-Молька Ардистани, построила медресе Ним Авард в 1705-1706 годах.

Эззат ан-Ниса-ханум, дочь купца Мирза-хана Таджира из Кума и жена Мирзы Мухаммада Махди, построила медресе Мирзы Хосейна в 1687-1688 годах.

Исламосфера

Комментарии