Женщины-политики времен Пророка (мир ему) и сподвижников

Уже в ранний период мусульманской истории мы видим женщин, которые не только противостояли политической власти, но возглавляли политические движения, пишет Фейза Бетуль Кёсе.


Первый пример такого рода – дочь Пророка Мухаммада (мир ему) Фатима (да будет доволен ею Аллах). После завоевания Хайбара земли в плодородной местности Фадак перешли в собственность Посланника Аллаха (мир ему), а он на доходы с них содержал свою семью, а также тратился на дела общины, на путников и гостей. Фатима (да будет доволен ею Аллах) после его смерти потребовала эти земли у Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Но он ответил, что пророки не оставляют наследства. Фатима (да будет доволен ею Аллах) не была удовлетворена таким ответом и до самой своей смерти не поддерживали связей с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах). Это показывает нам, что женщины в тот период могли обращаться в разные инстанции для защиты своих прав.

Другой пример подобного рода относится ко временам правления Умара (да будет доволен им Аллах). Халиф, считая, что высокий махр создает препятствия для женитьбы бедных мужчин, решил установить ограничения на его величину. Когда он объявил в мечети, что махр не должен превышать 12 окий, то одна женщина по имени Хауля бинт Саляба (да будет доволен ею Аллах), приведя в качестве доказательства 20-й аят суры ан-Ниса «Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы подарили кантар золота, то ничего не берите себе из этого», заявила: «Аллах говорит: «Кантар золота». Брать махр в таком количестве – наше право». Умар (да будет доволен им Аллах) согласился с ее мнением.

Можно привести и еще один случай эпохи четырех праведных халифов – женщину по имени Саджах, которая объявила себя пророчицей после смерти Посланника Аллаха (мир ему). Хотя этот пример вряд ли можно назвать положительным, сам по себе он показывает, что женщина в арабском обществе того периода могла даже стать лидером политической оппозиции. По некоторым сообщениям, впоследствии Саджах приняла ислам и умерла во времена Омейядов то ли в Куфе, то ли в Басре.

“Женский султанат” – эпоха правления женщин в Османской империи.

» Mısır’ın hanımları: Charles-Théodore Frère’nin fırçasından 19. yüzyıl Kahire’sinde Nil kenarındaki bir köy tasviri.

Источник: gzt.com

Другой пример политического оппозиционного лидера – супруга Посланника Аллаха (мир ему) Аиша (да будет доволен ею Аллах). Еще при халифе Усмане (да будет доволен им Аллах) она стала выступать с призывами о его отставке, а после его убийства потребовала наказать виновных. Вступив с коалицию с Зубайром ибн Аввамом и Тальхой ибн Убайдуллахом, она возглавила движение недовольных. И хотя они были разгромлены в Верблюжьей битве в Басре, этот пример, опять же, демонстрирует нам, что женщины вполне могли играть роль политического лидера в тот период. Аиша (да будет доволен ею Аллах) в последующий период правления Али (мир ему) предпочитала не вмешиваться в политику, но в дальнейшем во времена Омейядов она время от времени выступала с критикой властей.

Аиша (да будет доволен ею Аллах) не была единственной женщиной, выступавшей на стороне или против властей во времена Усмана (да будет доволен им Аллах). История сохранила имена таких мусульманок, как Сафийа и Умм Хабиба (да будет доволен ими Аллах), которые поддержали халифа. Другая женщина, Умму Саляма (да будет доволен ею Аллах), давала советы Усману (да будет доволен им Аллах), наставляла его следовать пути двух первых халифов. После его убийства она приняла сторону Али (мир ему), критикуя Аишу (да будет доволен ею Аллах) за ее позицию. Другая супруга Посланника Аллаха (мир ему), Хафса (да будет доволен ею Аллах), намеревалась отправиться с Аишей (да будет доволен им Аллах) в Басру, но ее брат Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) не позволил ей сделать это.

10 женщин мусульманского мира, оставивших след в мировой истории.

Исламосфера

Комментарии