Женщины-режиссеры Ближнего Востока

Ближний Восток, к сожалению, это регион с драматическим прошлым и настоящим. Но проблемы проживающих здесь людей не часто становятся объектом внимания мировой общественности. Кинематограф на сегодняшний день является тем инструментом, который позволяет вскрывать эти проблемы. Сайт dunyabizim.com рассматривает творчество нескольких женщин-режиссеров, которые раскрывают драму Ближнего Востока.
Дия Хан родилась в Норвегии, но ее родители родом из Пакистана. Будучи мусульманкой, она становилась объектом травли нео-нацистов, ей даже угрожали смертью. Это побудило ее в 2017 году снять фильм «Право белых: встреча с врагом», повествующий о деятельности нео-нацистов после выборов в Америке. Он был показан по британскому телевидению.

Дия Хан / Источник: sbs.com.au
Палестинка Аннамария Джасер работает в независимом кинематографе с 1998 года. Первый ее полнометражный фильм «Соль этого моря» стал первой художественной лентой, снятой палестинской женщиной-режиссером. Он был показан на Каннском кинофестивале и выдвинут в качестве претендентов на “Оскар”, получил много наград и номинаций. Другой ее фильм «Когда я увидел тебя» рассказывает о палестинцах, проживающих в лагере беженцев в Иордании, не имея возможности вернуться на родину из-за блокады. Этот фильм был отмечен как лучший азиатский фильм на 63-м Берлинском международном кинофестивале.

Аннамария Джасер / Источник: vikenfilmsenter.no
В Сирии, в которой всегда уделялось внимание кинематографу, все изменилось после войны. Наверное, поэтому сирийские режиссеры сейчас живут и работают по большей части за рубежом. Например, Руба Надда родом из Сирии, которая получила образование в Канаде. В ее фильмах чувствуется влияние ее родины. Так ее лента «Сабах» повествует о трудной судьбе арабской женщины, мигрировавшей в Канаду и оказавшейся в чуждых ей культурных реалиях.

Руба Надда / Источник: frankie-drake-mysteries.fandom.com
Египтянка Джахана Нуджахим совместно с Шараифом аль-Катшой сняла документальный фильм «Египет: мы смотрим на тебя», посвященный событиям «Арабской весны». Она лично вела съемки на площади Тахрир, стремясь донести происходящее до мировой общественности.
Джахана Нуджахим / Источник: kweliwashington.com
Ливанка Джоселин Сааб также получила известность как режиссер-документалист. Темой ее работ являются внутренние проблемы ее родины, гражданская война. «Буря в Ливане», «Бейрута не будет больше никогда», «Бейрут: мой город» – это только некоторые из ее фильмов.

Джоселин Сааб с Ясиром Арафатом / Источник: orientxxi.info
Ливанка Надин Лабаки является не только режиссером, но и актрисой. В 2007 году состоялась премьера ее фильма «Карамель» на Каннском кинофестивале. Снятая в 2011 году лента «И куда мы теперь?» повествует о взаимоотношениях христиан и мусульман в Ливане. Режиссер стремится показать тяготы войны на примере судеб женщин.
Хайфа аль-Мансур является первой женщиной-режиссером Саудовской Аравии. Ее «Ваджда» представляет собой первый полнометражный фильм, снятый в этой стране. Это рассказ от имени подростка поднимает проблемы, с которыми сталкиваются как девочки, так и женщины в Саудовской Аравии. Проблемам гендерного неравенства посвящены и другие ее фильмы.

Хайфа аль-Мансур / Источник: imdb.com
Лейла Бузид Закария родом из Туниса. Она начинала с короткометражных фильмов. Ее первый полнометражный фильм «Я открываю глаза» был отмечен на нескольких международных кинофестивалях. Режиссер показывает, как изменилась жизнь простых людей после Жасминовой революции.
/apios/Img_data/4/063745-003-A_1824984.jpg?resize=750%2C422&ssl=1)
Лейла Бузид Закария / Источник: arte.tv
Объединенные Арабские Эмираты принимают множество кинофестивалей, но сами, между тем, не могут похвастаться обилием режиссеров. Одно из немногих исключений – Нуджум аль-Ганам, работающая, в основном, в жанре документального кино. Ее фильм «Небо рядом» был признан лучшей документальной лентой на Дубайском кинофестивале в 2014 году.

Нуджум аль-Ганам / Источник: fridaymagazine.ae
Подводя итог, следует сказать, что в какой бы стране ни жили и ни творили женщины-режиссеры родом из Ближнего Востока, в своем творчестве они остаются верны своим корням и поднимают проблемы своих народов, привлекая к ним внимание мировой общественности.
Исламосфера