Женщины-режиссеры Ближнего Востока
Ближний Восток, к сожалению, это регион с драматическим прошлым и настоящим. Но проблемы проживающих здесь людей не часто становятся объектом внимания мировой общественности. Кинематограф на сегодняшний день является тем инструментом, который позволяет вскрывать эти проблемы. Сайт dunyabizim.com рассматривает творчество нескольких женщин-режиссеров, которые раскрывают драму Ближнего Востока.
Дия Хан родилась в Норвегии, но ее родители родом из Пакистана. Будучи мусульманкой, она становилась объектом травли нео-нацистов, ей даже угрожали смертью. Это побудило ее в 2017 году снять фильм «Право белых: встреча с врагом», повествующий о деятельности нео-нацистов после выборов в Америке. Он был показан по британскому телевидению.
Палестинка Аннамария Джасер работает в независимом кинематографе с 1998 года. Первый ее полнометражный фильм «Соль этого моря» стал первой художественной лентой, снятой палестинской женщиной-режиссером. Он был показан на Каннском кинофестивале и выдвинут в качестве претендентов на “Оскар”, получил много наград и номинаций. Другой ее фильм «Когда я увидел тебя» рассказывает о палестинцах, проживающих в лагере беженцев в Иордании, не имея возможности вернуться на родину из-за блокады. Этот фильм был отмечен как лучший азиатский фильм на 63-м Берлинском международном кинофестивале.
В Сирии, в которой всегда уделялось внимание кинематографу, все изменилось после войны. Наверное, поэтому сирийские режиссеры сейчас живут и работают по большей части за рубежом. Например, Руба Надда родом из Сирии, которая получила образование в Канаде. В ее фильмах чувствуется влияние ее родины. Так ее лента «Сабах» повествует о трудной судьбе арабской женщины, мигрировавшей в Канаду и оказавшейся в чуждых ей культурных реалиях.
Египтянка Джахана Нуджахим совместно с Шараифом аль-Катшой сняла документальный фильм «Египет: мы смотрим на тебя», посвященный событиям «Арабской весны». Она лично вела съемки на площади Тахрир, стремясь донести происходящее до мировой общественности.
Ливанка Джоселин Сааб также получила известность как режиссер-документалист. Темой ее работ являются внутренние проблемы ее родины, гражданская война. «Буря в Ливане», «Бейрута не будет больше никогда», «Бейрут: мой город» – это только некоторые из ее фильмов.
Ливанка Надин Лабаки является не только режиссером, но и актрисой. В 2007 году состоялась премьера ее фильма «Карамель» на Каннском кинофестивале. Снятая в 2011 году лента «И куда мы теперь?» повествует о взаимоотношениях христиан и мусульман в Ливане. Режиссер стремится показать тяготы войны на примере судеб женщин.
Хайфа аль-Мансур является первой женщиной-режиссером Саудовской Аравии. Ее «Ваджда» представляет собой первый полнометражный фильм, снятый в этой стране. Это рассказ от имени подростка поднимает проблемы, с которыми сталкиваются как девочки, так и женщины в Саудовской Аравии. Проблемам гендерного неравенства посвящены и другие ее фильмы.
Лейла Бузид Закария родом из Туниса. Она начинала с короткометражных фильмов. Ее первый полнометражный фильм «Я открываю глаза» был отмечен на нескольких международных кинофестивалях. Режиссер показывает, как изменилась жизнь простых людей после Жасминовой революции.
Объединенные Арабские Эмираты принимают множество кинофестивалей, но сами, между тем, не могут похвастаться обилием режиссеров. Одно из немногих исключений – Нуджум аль-Ганам, работающая, в основном, в жанре документального кино. Ее фильм «Небо рядом» был признан лучшей документальной лентой на Дубайском кинофестивале в 2014 году.
Подводя итог, следует сказать, что в какой бы стране ни жили и ни творили женщины-режиссеры родом из Ближнего Востока, в своем творчестве они остаются верны своим корням и поднимают проблемы своих народов, привлекая к ним внимание мировой общественности.
Исламосфера