Жюльен Вайс: человек, которого привела в ислам музыка

Увлечение классической арабской музыкой привело гитариста Жюльена Вайса в ислам, а основанная им группа Аль-Кинди стала консерваторией сирийской и турецкой суфийской музыки.


Жюльен Вайс родился в 1953 г. в Париже. Музыкальное образование он получил в Нормальной школе музыки – частной консерватории в столице Франции, где он учился играть на классической гитаре. В 1976 году молодой человек случайно посетил концерт иракского музыканта-виртуоза Мунира Башира, играющего на уде. Это стало поворотным моментом в его жизни. Услышав в тот вечер впервые классическую арабскую музыку, музыкант влюбился в нее и решил заняться ее изучением. Он начал путешествовать по арабскому миру и Турции, посетил Каир, Тунис, Стамбул, Бейрут и Багдад, знакомясь с богатыми и разнообразными музыкальными традициями региона.

Японский музыкант принял ислам благодаря кануну.

Сначала он обучался игре на уде – струнном щипковом инструменте, но затем увлекся кануном – инструментом, похожим на цитру и имеющим 78 струн. Канун является неотъемлемой частью любого классического арабского ансамбля. Жюльен Вайс учился у разных мастеров, ему пришлось начать с нуля: технику, которую он до этого уже выучил для классической гитары, он использовать не мог.

В 1983 году музыкант основал группу Аль-Кинди, назвав ее в честь арабского мыслителя Абу Юсуфа Якуба ибн Исхака аль-Кинди (801-873), который считается одним из главных теоретиков арабской музыки. Целью группы с самого начала была интерпретация музыкальных произведений путем сочетания арабо-андалузских, турецких и иранских влияний.

Итальянский музыкант: ней тронул мое сердце, и я принял ислам.

Позже Жюльен Вайс решил расширить группу. Он отправился в Сирию, где познакомился с шейхом Хамзой Шакуром, известным исполнителем классической музыки, который принадлежит к традиционной школе пения в Дамаске и является главой суфийской общины «вращающихся дервишей». Его песнопения относятся к арабо-андалузской традиции и содержат как религиозные, так и светские мотивы.

В 1986 году Жюльен Вайс обратился в ислам и с тех пор стал называть себя Жюльеном Джалаладдином Вайсом в честь великого суфийского учителя и поэта Джалаладдина Руми.

Музыкант поселился в Старом городе Алеппо. Он выбрал этот город, потому что тот имеет свою собственную музыкальную атмосферу и настолько богатую музыкальную традицию, что ее влияние прослеживается далеко за его пределами. Жюльен Вайс воплотил в жизнь несколько совместных проектов с арабскими музыкантами. Его группа Аль-Кинди стала одной из самых выдающихся в своем сегменте на Ближнем Востоке, ее называли своего рода консерваторией сирийской и турецкой суфийской музыки.

Французская писательница Матильда Лужан и ее книга о пути к Исламу.

За свою жизнь Жюльен Вайс дал более 500 концертов, в том числе в Городском театре Парижа, в Институте арабского мира в Париже, на Фестивале Бай ад-дин в Ливане, в Карнеги-холл в Нью-Йорке, на фестивале Nuits de Fourvière (Ночи Фурвьера) в Лионе, а также в Гонконге, Сан-Паулу, Вашингтоне. Последним крупномасштабным проектом Вайса был его Stabat Mater Dolorosa, проект в честь Марьям, матери пророка Исы, собравший более 40 христианских и мусульманских исполнителей со всего Средиземноморья, включая муэдзинов и певцов из Дамаска и Стамбула, а также греческий православный хор из Афин.

В 2001 г. Жюльен Вайс был удостоен степени офицера Ордена Искусств и литературы – национальной награды Франции, которой награждают «лиц, отличившихся своими достижениями в художественной или литературной области или вкладом, который они внесли в распространение искусства и литературы во Франции и в мире».

Рахим аль-Хадж: через музыку к правде.

Он умер от рака 2 января 2015 г. в Париже в возрасте 61 года и был похоронен на историческом кладбище Пер-Лашез.

Основанная Жюльеном Вайсом суфийская музыкальная группа Аль-Кинди продолжает и сейчас выступать на сцене.

Могила Жюльена Вайса на кладбище Пер-Лашез в Париже / Источник: en.wikipedia.org

Исламосфера

Комментарии