Знаменитая мечеть двух кибл в Медине
Эта мечеть была основана во времена Пророка Мухаммада (САВ), на втором году хиджры в отдаленном районе Медины. Ее значимость заключается в том, что именно в ней Посланник (САВ) прямо во время молитвы получил откровение изменить киблу (молитвенное направление) от мечети Аль-Акса в Иерусалиме на Каабу в Мекке. Отныне мечеть была известна как Масджид аль-Киблатайн (Мечеть двух кибл), так как во время одной молитвы люди молились в двух направлениях.
Аль-Бухари в своем “Сахихе” сообщает об этом событии следующее: “Когда Пророк (САВ) прибыл в Медину, он сначала жил у своих родственников по материнской линии из числа ансаров. В течение шестнадцати или семнадцати месяцев он возносил свои молитвы по направлении к Байт аль-Макдис (арабское название Иерусалима, где расположена мечеть Аль-Акса), но он хотел совершать намаз в сторону Каабы в Мекке. Первой молитвой, которую он прочитал в сторону Каабы, был предвечерний намаз (салят аль-аср). Затем один из тех, кто вознес эту молитву вместе с ним, вышел и прошел мимо некоторых людей в мечети, которые кланялись во время своих молитв, обращаясь в сторону Иерусалима. Он сказал им: “Клянусь Аллахом, я свидетельствую, что я молился с Посланником Аллаха (САВ) в сторону Мекки (Каабы)”. Услышав это, верующие немедленно изменили направление в сторону Каабы. Евреи были рады видеть Пророка (САВ), обращенного к Иерусалиму в своих молитвах, но когда он изменил свое направление в сторону Каабы, они отвергли это” (Сахих аль-Бухари).
В Коране же по поводу этого события сказано следующее: “Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону” (2:144).
История хаджа в произведениях искусства на выставке в ОАЭ.
На протяжении всей истории эту мечеть посещали много известных личностей. Здание храма не раз подвергалось реконструкции. Первым за обновление стен мечети взялся омейядский халиф Умар Ибн Абдул-Азиз. Также реставрационные работы проводились в эпоху Османской империи. В последний раз восстановительные работы проводились в мечети в 1987 году. Архитектором выступил Абдул-Вахид аль-Вакиль из Египта. При проведении реставрационных работ, он попытался создать традиционные внешние элементы и мотивы, чтобы сохранить образ исторической мечети.
Эта мечеть гораздо меньше, чем храм аль-Куба. Возможно потому, что Мечеть двух кибл не относилась к числу тех, которые рекомендовал посетить Пророк (САВ). Ее интерьер напоминает внутреннее убранство мечети Ахмада Ибн Тулуна и Фатимидскую мечеть в Каире. Мусульманский храм имеет два минарета и два купола. Основания минарета квадратные, а сами минареты – восьмигранные, с тремя балконами на каждом из них. Минареты и купола подчеркивают геометрическую форму молитвенного зала, который вмещает 2000 верующих. Он состоит из ряда арок, которые поддерживают баррель-своды параллельно направлению киблы.
10 потрясающих столиц исламской культуры на Ближнем Востоке.
Мечеть стоит на склоне, поэтому там, где уровень земли ниже, сделано подвальное помещение, оборудованное под комнату для омовения. Женский зал находится на втором этаже и имеет деревянное решетчатое перекрытие для создания уединения.
Говоря о двух михрабах, стоит отметить, что они совершенно разные. Первый достаточно богато украшен и больше по размерам, а второй – на противоположной стороне киблы, прямо у входа – среднего размера. Он является лишь символическим напоминанием о первой стороне киблы в сторону Иерусалима. Второй михраб намеренно сделан достаточно скромным и поднят высоко над землей, чтобы не привлекать к себе много внимания.
Раннеисламское жилище: ширмы и выступающие окна.
Исламосфера