Знаменитая мечеть двух кибл в Медине

Эта мечеть была основана во времена Пророка Мухаммада (САВ), на втором году хиджры в отдаленном районе Медины. Ее значимость заключается в том, что именно в ней Посланник (САВ) прямо во время молитвы получил откровение изменить киблу (молитвенное направление) от мечети Аль-Акса в Иерусалиме на Каабу в Мекке. Отныне мечеть была известна как Масджид аль-Киблатайн (Мечеть двух кибл), так как во время одной молитвы люди молились в двух направлениях.
Аль-Бухари в своем “Сахихе” сообщает об этом событии следующее: “Когда Пророк (САВ) прибыл в Медину, он сначала жил у своих родственников по материнской линии из числа ансаров. В течение шестнадцати или семнадцати месяцев он возносил свои молитвы по направлении к Байт аль-Макдис (арабское название Иерусалима, где расположена мечеть Аль-Акса), но он хотел совершать намаз в сторону Каабы в Мекке. Первой молитвой, которую он прочитал в сторону Каабы, был предвечерний намаз (салят аль-аср). Затем один из тех, кто вознес эту молитву вместе с ним, вышел и прошел мимо некоторых людей в мечети, которые кланялись во время своих молитв, обращаясь в сторону Иерусалима. Он сказал им: “Клянусь Аллахом, я свидетельствую, что я молился с Посланником Аллаха (САВ) в сторону Мекки (Каабы)”. Услышав это, верующие немедленно изменили направление в сторону Каабы. Евреи были рады видеть Пророка (САВ), обращенного к Иерусалиму в своих молитвах, но когда он изменил свое направление в сторону Каабы, они отвергли это” (Сахих аль-Бухари).
В Коране же по поводу этого события сказано следующее: “Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону” (2:144).
История хаджа в произведениях искусства на выставке в ОАЭ.

Молельный зал / Источник: hajjumrahplanner.com
На протяжении всей истории эту мечеть посещали много известных личностей. Здание храма не раз подвергалось реконструкции. Первым за обновление стен мечети взялся омейядский халиф Умар Ибн Абдул-Азиз. Также реставрационные работы проводились в эпоху Османской империи. В последний раз восстановительные работы проводились в мечети в 1987 году. Архитектором выступил Абдул-Вахид аль-Вакиль из Египта. При проведении реставрационных работ, он попытался создать традиционные внешние элементы и мотивы, чтобы сохранить образ исторической мечети.
Эта мечеть гораздо меньше, чем храм аль-Куба. Возможно потому, что Мечеть двух кибл не относилась к числу тех, которые рекомендовал посетить Пророк (САВ). Ее интерьер напоминает внутреннее убранство мечети Ахмада Ибн Тулуна и Фатимидскую мечеть в Каире. Мусульманский храм имеет два минарета и два купола. Основания минарета квадратные, а сами минареты – восьмигранные, с тремя балконами на каждом из них. Минареты и купола подчеркивают геометрическую форму молитвенного зала, который вмещает 2000 верующих. Он состоит из ряда арок, которые поддерживают баррель-своды параллельно направлению киблы.
10 потрясающих столиц исламской культуры на Ближнем Востоке.

Источник: hajjumrahplanner.com
Мечеть стоит на склоне, поэтому там, где уровень земли ниже, сделано подвальное помещение, оборудованное под комнату для омовения. Женский зал находится на втором этаже и имеет деревянное решетчатое перекрытие для создания уединения.
Говоря о двух михрабах, стоит отметить, что они совершенно разные. Первый достаточно богато украшен и больше по размерам, а второй – на противоположной стороне киблы, прямо у входа – среднего размера. Он является лишь символическим напоминанием о первой стороне киблы в сторону Иерусалима. Второй михраб намеренно сделан достаточно скромным и поднят высоко над землей, чтобы не привлекать к себе много внимания.
Раннеисламское жилище: ширмы и выступающие окна.

Минарет / Источник: flickr.com
.jpg?resize=750%2C370)
Михраб, указывающий направление на Мекку / Источник: dunyanews.tv

Источник: hajjumrahplanner.com
Исламосфера