Борьба палестинской семьи за сохранение национального символа
Известная на весь мир клетчатая куффия стала одним из самых знаковых национальных символов Палестины. Однако мало кто знает, кому мы обязаны столь широким распространением этого символа. Основателем первой и единственной на сегодняшний день фабрики по производству этих национальных палестинских головных платков является пожилой палестинец Ясир Хирбави, который сегодня с гордостью может сказать: «Мы производим символ Палестины. Этот платок является историей и наследием нашей страны». Тем не менее, его семейный бизнес оказался, как и весь многострадальный палестинский народ, под угрозой исчезновения.
Символ крестьянской простоты и сопротивления угнетению
Ношение головного платка-куффии тесно связано в сознании большинства знакомых с ним людей с символикой палестинского сопротивления. Куффия стала своеобразной эмблемой прошлого, настоящего и будущего национального самосознания палестинского народа. Этот элемент гардероба одинаково популярен среди палестинцев всех полов и возрастов. В основе рисунка узора, который наносится на платок, лежит структура сетчатых ограждений, символизирующих оккупацию палестинских земель и угнетенное положение народа Палестины. По краям платка имеются узоры, обозначающие силуэт оливковых листьев – символ Палестины и мирной жизни.
Исторически, черно-белая куффия или хатта была популярным головным убором арабских крестьян, указывавшим на их более низкий социальный статус и сельское происхождение. В 1936 году крестьяне возглавили вооруженное палестинское сопротивление британскому колониализму и его поддержку сионизмом. В знак солидарности с повстанцами и для того, чтобы англичанам было труднее их обнаружить, палестинские горожане тоже стали носить простую крестьянскую куффию.
В 60-х годы шарф стал символом нарождающегося палестинского национального движения – это любимый головной убор палестинского лидера Ясира Арафата и других видных фигур палестинского сопротивления, таких как Лейла Халед. Левые партии использовали красно-белый вариант, чтобы выделить себя на фоне более широкого националистического движения.
В это время Ясир Хирбави создал текстильную фабрику по производству головных платков в палестинском городе Эль-Халиль (Хеврон). Вдохновленный нарядом известного лидера палестинского освободительного движения Ясира Арафата, Хирбави попытался усилить политическую сознательность палестинцев с помощью куффии, преследуя также и собственный коммерческий интерес. Хирбави оценил возможный спрос на его продукцию и открыл первую палестинскую фабрику по производству мужских головных платков. Располагая 15 станками, фабрика быстро набрала обороты и к 80-м годам выпускала уже 150 000 куффий в год. На фабрике Хирбави когда-то работали 15 мужчин, и еще около 25 женщин заканчивали платки в своих домах, производя сотни платков ежедневно.
В начале 2000-х годов популярность куффии еще больше возросла. Люди во всем мире начали носить куффию как символ солидарности с народом Палестины. Более того, можно было видеть, что на многих политических митингах, как-то связанных с гражданской активностью, участники надевали куффию, демонстрируя одну общую с палестинским народом вещь – сопротивление угнетению.
Конкуренция с китайским импортом
К сожалению, высокий спрос породил и большую конкуренцию для бизнеса Хирбави. После подписания в начале 90-х годов соглашений в Осло об образовании ВТО все поменялось, после чего вновь сформированная Палестинская администрация открыла свой рынок для импорта.
В какой-то момент, будучи оригинальным производителем, Хирбави был почти вытеснен с рынка, когда китайский импорт стал создавать трудности для большинства производителей во всем мире. Фабрике Хирбави было очень тяжело конкурировать с китайским рынком, использовавшим низкокачественные материалы и предлагавшим товар по самой низкой цене.
“Китайские куффии похожи на паприросную бумагу”, – говорит один из сыновей владельца фабрики Джуда Хирбави. “Они дешевле, но качество у них ниже.”
По словам Хирбави, китайские производители используют в своих куффиях полиэстер и некачественный хлопок. В отличие от них, головные платки Хирбави произведены из высококачественного материала и, что не менее важно – с трепетным отношением к родной истории. Поэтому символические узоры на куффиях Хирбави не исчезают при первой стирке, как это происходит с китайскими подделками.
Китайская продукция продается по цене, которая более, чем на треть дешевле палестинских платков. “Мы продаем десяток за 100 шекелей. Китайцы продают десяток за 60 шекелей”, – говорит Джуда. “Люди, которые привозят этот мусор из Китая, убивают местное производство.”
Наличие израильских контрольно-пропускных пунктов и блокпостов создает еще большие ограничения для Хирбави, поскольку он зависит от закупок качественных материалов для производства, которые он вынужден импортировать из-за рубежа.
Закрытие фабрики и трудное возвращение в бизнес
В 1995 году фабрика Хирбави закрылась. “Спроса не было”, – говорит Джуда. “Мы закрылись на пять лет. Затем мы сказали: “Это единственное, что мы умеем делать”, поэтому мы решили попробовать снова.”
Семья горько относится к отказу Палестинской автономии защищать палестинские предприятия и то, что они называют “национальный продукт”.
“Должны быть высокие налоги на импортные товары”, – говорит Ясир Хирбави. “Они не должны помогать импорту в ущерб местной продукции. Даже уличная лавка продавца фалафель приносит больше денег, чем эта фабрика.”
Основным источником доходов завода сейчас являются иностранные покупатели и туристы, без которых “мы давно бы закрылись”, говорит Джуда. “Многие иностранцы носят куффии, чтобы показать свою поддержку палестинского народа”.
Джуда Хирбави настаивает, что семья не откажется от борьбы за сохранение фабрики. “Мы продолжим. Это плод 50-летней непрерывной работы – это больше, чем бизнес. Мы стараемся быть конкурентоспособными, но хотим производить качественную куффию.”
Ясир Хирбави и его семья провели пять лет, усердно работая и продумывая новый план по возвращению в отрасль. Благодаря поддержке зарубежных потребителей Хирбави прибег к аутсорсингу, чтобы вернуть свой бренд к жизни. Это облегчило покупку оригинальной палестинской куффии не только иностранцам, но и палестинцам, живущим по всему миру.
В 2013 году администрация Палестинской автономии внесла небольшие изменения в законодательство, с тем чтобы отреагировать на падение палестинской экономики. Был введен небольшой налог на продукцию иностранного производства, которая непосредственно конкурируют с ценами местных палестинских производителей, что позволило сбалансировать цены и придало импульс палестинской экономике. Примерно за четыре месяца китайский импорт в Палестину сократился практически в три раза. Тем не менее, семья Хирбави все еще продолжает бороться за выживание их семейного бизнеса, несмотря на наличие спроса на их платки во всем мире.
Компания в поддержку фабрики по всему миру
Во многих странах сегодня инициирована кампания по поддержке семьи Хирбави, не оставляющей своего занятия под давлением экономических трудностей. Международный проект Kufiyeh направлен на обеспечение того, чтобы единственная палестинская фабрика продолжала работать, призывая регулярно покупать у них товар оптом и распространять по всему миру.
Проект Kufiyeh был придуман активистами Палестинской Солидарности из Нового Орлеана и Остинской коалиции за Палестину из Техаса совместно с интернет-магазином Palestine Online Store. Проект является некоммерческим и преследует следующие цели:
- Продвижение куффии как символа палестинской идентичности, сопротивления, борьбы за справедливость и солидарности с ней.
- Поддержка палестинской промышленности и обеспечение производства куффий на территории Палестины.
Стратегия и практика активистов этой кампании включает обращение к прогрессивно мыслящим знаменитостям с просьбой носить куффию и выражать солидарность с Палестиной. Организаторы проекта также намерены как можно активнее пропагандировать палестинскую куффию, используя все формы публичной активности.