Загадочная Мечеть девяти куполов на севере Афганистана

Белые пыльные равнины Северного Афганистана сегодня привлекают большое количество археологов, которые стремятся разгадать тайны одной из старейших мечетей мира, здание которой сохранилась до нашего времени, несмотря на тысячелетний период забытья.


Мечеть девять куполов, названная так в честь куполов, которые некогда венчали ее причудливо украшенные колонны, сверкает остатками камней лазурита голубого цвета, которыми она когда-то была инкрустирована.

Радиоуглеродный анализ, выполненный в начале 2017 года, позволил предположить, что здание этой мечети, находящееся в провинции Балх, было построено в VIII веке, вскоре после того, как ислам распространился по территории Центральной Азии, но вопросы о точной датировке строительства мечети и ее строителях все еще остаются под завесой тайны.

Даже сам факт того, что небольшое здание, площадь которого составляет всего 20 на 20 метров, смогло сохраниться до наших дней, сбивает экспертов с толку.

«Это чудо, что здание все еще стоит, несмотря на время и эрозию», – говорит итальянский архитектор Уго Тониетти из Флорентийского университета, специализирующийся на охране культурного наследия.

Мечеть девяти куполов, пережившая столетия отчасти благодаря засушливому климату региона, является одним из наиболее хорошо сохранившихся исламских строений такого возраста в мире, что делает ее, по словам Тониетти, «очень ценной, но при этом очень уязвимой».

В прежние времена мечеть представляла собой ослепительное зрелище, но время стерло большую часть красок с ее колонн.

«Эта мечеть – подлинный шедевр. Вы должны представить себе, как она выглядела, когда была полностью покрыта лазуритом, с некоторыми вкраплениями красного цвета, она вся была отделана и украшена, изнутри она походила на райский сад, с небом над головой, с куполами, выкрашенными в белый и синий цвет», – продолжает итальянский архитектор.

Тонкие листья виноградной лозы, выгравированные на столбах, напоминают собой узоры в виде листьев, которые можно увидеть в Самарре, – говорит Тониетти, указывая на могущественную столицу Аббасидской империи, которая в IX веке была центром обширной империи, простиравшейся от границ современного Туниса до Пакистана [орнаменты в Самарре представлены в трех стилях: узоры в виде виноградной лозы; узоры из стилизованных растительных мотивов; узоры из волнообразных и спиралевидных линий – Исламосфера].

Но мечеть в Балхе может быть еще старше. Опираясь на метод радиоуглеродного датирования и исторические источники, ученые предполагают, что она могла быть построена еще в 794 году.

«Это означает, что архитектура Аббасидской империи испытала влияние Афганистана, а не наоборот», – говорит директор французской археологической экспедиции в Афганистане, ведущей раскопки на этом месте, Хулио Сармиенто-Бендезу.

«Эта мечеть исключительна по своей красоте, сохранности, убранству и знаниям, которые она хранит», – продолжает он.

Строительные леса, установленные для проведения восстановительных работ в мечети Хаджи Пиады / Источник: www.arabnews.com

Строительные леса, установленные для проведения восстановительных работ в мечети Хаджи Пиады / Источник: www.arabnews.com

Буддийский монастырь, землетрясения, нашествие Чингис-хана и бродячий паломник Хаджи Пияда

Впрочем, Нох-Гонбад (персидское название мечети) был открыт совершенно случайно.

В конце 1960-х годов американская женщина-археолог, путешествовавшая по региону, попросила местных жителей отвезти ее в мечеть, разрушенную основателем Монгольской империи Чингисханом, который напал на этот регион в начале XIII века.

Жители привели ее к этому одинокому, наполовину погребенному под землей храму, находящемуся примерно в 20 км к западу от Мазари-Шарифа.

Однако найденное тогда здание вновь оказалось забыто после того, как в Афганистане была развязана война, обрекшая страну на десятилетия кровопролития, и раскопки в данном месте начались только в 2006 году.

«Сначала мы думали, что это изолированный памятник, но по мере продвижения мы увидели, что он стоит на другом, более древнем основании», – утверждает Сармиенто-Бендезу.

«В конце VIII века буддийский мир в данном регионе пребывал в агонии. Несомненно, здание мечети было построено на развалинах буддийского монастыря».

В июле прошлого года археологи раскопали базы колонн на глубине полутора метров, но исследования свидетельствуют о том, что там имеются еще более глубокие культурные слои.

«Это открытое окно в древнейший период, и здесь мы можем найти основание следующей культуры», – говорит иранский архитектор и инженер из Тегеранского университета Араш Бустани, который был нанят Культурным фондом Ага Хана (АКТС) для работы на месте раскопок.

Будучи специалистом по сохранению исторических памятников, он утверждает, что некоторые цветочные узоры на мечети являются доисламскими и были заимствованы местной культурой.

Здание мечети, для защиты которого от осадков была установлена металлическая крыша, остается уязвимым, потому что его кирпичная и разнородная конструкция подвержена эрозии.

Купола Нох-Гонбада обрушились вскоре после окончания строительства мечети и с тех пор в течение веков лежали на этом месте.

«Землетрясение 819 года разрушило большую часть мечети», – добавляет Бустани.

Спустя век еще одно землетрясение повредило ее внешние стены и большую часть 15 арок.

Для того чтобы поддержать две основные арки с глубокими трещинами, специалисты протянули стеклопластиковую сетку и впрыснули в них цемент, не внося изменений в гипсовую отделку.

«На этом месте всегда что-то было», – говорит Сармиенто-Бендезу. «Монастырь, а затем мечеть, которая была заброшена, но в которой самовольно жили люди – мы нашли места для очагов. Части куполов, несмотря на всю их тяжесть, были перевезены и использованы для близлежащих гробниц: зачем обременять себя такой ношей, если здание мечети не имело большого символического значения?»

Нох Гонбад остается местом паломничества: женщины собираются по пятницам и плачут над могилой неизвестного святого, бродячего паломника Хаджи Пияды, похороненного там в XV веке.

«Как и все раскопки, раскопки в Мечети девяти куполов порождают больше вопросов, чем дают ответы”, – говорит археолог.

AFP

Комментарии