Музей исламского искусства в Малайзии показал образцы мастерства мусульманских переплетчиков

Выставка “Исламское книжное переплетное искусство” проходит в Музее исламского искусства в столице Малайзии, Куала-Лумпуре, до 31 декабря 2017 года.

“Представьте себе, все художники того времени работали в мастерской, и переписывание Корана было одним из самых высоких искусств, так что его оформление переносилось на другие портативные объекты, и мы видим схожие мотивы в самых разных предметах”, – говорит Амира Салах, указывая на витрину с экземпляром Корана из Ирана Сефевидской эпохи.

Захра Хадеми идет к соседней экспозиции, на которой представлен позолоченный Коран 19 века из Кашмира с узором из листьев чинары, который является характерным для этого региона.

“Цветы и листья являются наиболее распространенными мотивами на обложках Корана, потому что фигуры живых существ запрещены. Арабески тоже популярны, они выражают бесконечную природу Бога. Мотив «розы и соловья» (гуль-у-бульбуль) можно увидеть на многих книжных обложках, созданных под персидским влиянием. Они символизируют влюбленного и возлюбленного, где зачастую в качестве возлюбленного выступает именно Бог”, – говорит Захра.

Источник фото: http://www.iamm.org.my

Обе женщины являются кураторами исламской книжной выставки, которая в эти дни проходит в Музее исламского искусства в столице Малайзии, Куала-Лумпуре.

“Я из Ирана. Я занимаюсь исследованиями в этом музее, поэтому уже пять лет проживаю здесь, в Куала-Лумпуре”, – говорит Захра.

”А я, конечно же, малайка”, – добавляет со смехом Амира. “Знаете ли вы, каждый предмет на этой выставке является частью собственной коллекции музея? Многие удивляются, когда слышат это”.

“Когда мы собирали выставку, это было немного похоже на охоту за сокровищами. Нам пришлось изучить историю и значение каждого экспоната, который мы показали”, – говорит Захра.

Коран из Кашмира, с 19 века нашей эры, является одним из важных экспонатов на выставке исламского переплетного мастерства / Источник фото: www.star2.com

Амира указывает на молитвенник с 17-го века из Китая.

“Видите свастику и китайских персонажей на обложке? Одним из самых интересных аспектов проведения этой выставки стало то, как ислам сочетался и эволюционировал с местными культурами, как не менялась изначальная идентичность (народов мусульманского мира – Исламосфера)”, – рассказывает Амира.

“А вот шедевр нашей коллекции”, – говорит Зара.

“На нем изображены два шаха из династии Каджаров в Иране – Фатх-Али-шах Каджар и его сын Мохаммад-шах Каджар. Подобные придворные сцены пользовались большой популярностью у Каджарских правителей. Они отправляли своих художников во Францию, чтобы те учились писать такого рода портреты”.

Выставка, включающая 70 артефактов, имеет несколько разделов. Она начинается с истории и различных типов книжного переплета, затем рассказывает о художественном оформлении книг и его методах, завершаясь составными элементами, образующими книжный переплет.

Обложка книги в основном делалась из кожи с использованием лакокрасочных материалов и текстильных изделий, а также зачастую металлических элементов и драгоценных камней. Некоторые рукописи также хранились с такими дополнительными элементами, как коробки, чехлы и футляры.

Коран с восточного побережья полуострова Малакка, 19-20 вв. / Источник фото: http://www.star2.com

star2.com

Комментарии