На кинофестивале «Фаджр» состоится премьера двух фильмов про ИГИЛ
Крупнейшее культурное событие года в Иране – кинофестиваль «Фаджр» – проводится в этом году в 36-й раз. Он традиционно приходится на дни празднования годовщины Исламской революции. Помимо этого, на фестивале состоится премьера фильмов «По дамасскому времени» и «Император Ада», сюжеты которых повествуют об экстремизме организации ИГИЛ (запрещена в Российской Федерации – Исламосфера).
Благодаря остроте проблем, лежащих в основе сюжетов этих двух фильма, как прогнозируется, они оба станут центральным событием кинофестиваля.
В фильме «По дамасскому времени» режиссера Эбрахима Хатамикия рассказывается история иранского пилота и его сына, который сопровождает отца в одном из рейсов в качестве второго пилота. Во время доставки груза гуманитарной помощи в охваченную войной Сирию, они попадают в плен к ИГИЛ.
Фильм «Император ада», режиссером которого является Парвиз Шейхтади, раскрывает решающую роль, которую сыграли многие арабские муфтии в подъеме радикализма ИГИЛ.
Хатамикия ранее снял такие фильмы как «Стеклянное агентство», «В цвете пурпура» и нескольких других известных фильмов, которые посвящены ирано-иракской войне 1980-1988 годов и последствиям этого события в иранском обществе.
Два года назад, когда на кинофестивале «Фаджр» проходила премьера его фильма «Телохранитель», в котором рассказывается о мужчине среднего возраста, работающим телохранителем у высокопоставленных политических деятелей в Иране, он выразил сожаление по поводу того, что из-за угроз со стороны ИГИЛ у входа в кинотеатры размещены сканеры. Он посетовал на то, что иранские кинематографисты еще не поняли значения этих сканеров, и отметил, что многие иранские солдаты погибли, чтобы предотвратить угрозу, которая могла добраться и до Тегерана.
Именно ИГИЛ и стал центральной проблемой, которая легла в основу сюжета его фильма в этом году.
Фильм «По дамасскому времени» был снят иранской медиа-компанией «Оудж», которая известна созданием революционных произведений в области искусства и кинематографии.
Кинокартина снималась одновременно в Иране и Сирии. Из иранских актеров в ней снялись только Хади Хеджазифар и Бабак Хамидян, тогда как основную часть актерского состава составляли киноактеры из Ирака и Сирии.
На пресс-конференции, состоявшейся в августе прошлого года, директор медиа-компании «Оудж» Эхсан Мохаммад-Хасани сообщил, что проект обойдется примерно в 80 миллиардов риалов (более 1,7 миллиона долларов).
Имя Хатамикии всегда добавляло вес кинофестивалю «Фаджр». Свою карьеру в кино он начал с таких фильмов, как «Идентичность», «Разведчик», «Эмигрант» и «Доброжелательный союз», которые непосредственно были связаны с темой войны.
В разные годы эти фильмы принесли ему большое количество наград на кинофестивале, но война подошла к концу, и Иран давно начал отходить от воспоминаний о тех днях.
В итоге, Хатамикия переключился на сюжеты, которые подвергали критике правительство и общество за их безразличие к ветеранам, принесшим себя в жертву родине в годы войны. К этой категории относятся его фильмы «Стеклянное агентство» и «От Кархе до Рейна».
В основу сюжетов других фильмов Хатамикии легли проблемы разрыва между подрастающим поколением и поколением революционеров, стяжательства, распространенного среди чиновников, и затухания революционных ценностей.
Отдельные люди не приняли фильмы с такой тематикой, так как они ждали от Хатамикии фильмов, выносящих моральную оценку самой войне.
Позже. в 2014 году, увидела свет его драма «Че» об известном государственном и военном деятели Мустафе Чамране. Этот фильм можно рассматривать как возвращение к излюбленной им военной тематике.
Однако его фильм «Телохранитель» об убийстве иранских ученых-ядерщиков, вышедший в 2016 году, вновь вернулся к теме разрыва между поколениями.
Продюсером обоих фильмов – «По дамасскому времени» и «Император ада» – стал Мохаммад Хазаи. В свое время он продюссировал скандальный фильм режиссера Аболкасема Талеби «Золотые ошейники».
В своем последнем интервью иранской службе «The Fars News Agency» режиссер Шейхтади, комментируя фильмы «Император ада» и «По дамасскому времени», сказал: «Создание таких фильмов улучшило бы качество иранского кино. По сути благодаря таким картинам мы могли бы приблизиться к настоящему кино».
Другие иранские фильмы он назвал телефильмами, которые служат только для развлечения людей.
Шейхтади и Хазаеи планировали впервые показать фильм в официальной программе последнего кинофестиваля «Фаджр», но тогда организаторы заявили, что фильм будет показан в неконкурсной программе. В результате в знак протеста против такого решения они сняли фильм с программы фестиваля.
В совместном заявлении они назвали свой фильм «несравненным в региональном кинематографе» и обвинили организаторов «Фаджра» в консерватизме.
Они заявили: «Этот фильм осуждает руководство Саудовской Аравии и показывает, как в Америке и Европе происходило зарождение ИГИЛ и других радикальных исламских групп. Фильм также рассказывает о сотрудничестве саудитов с мировым сионизмом».
«Время докажет правильность этого фильма», – добавили они.
Смена, произошедшая в руководстве кинофестиваля, позволила состояться премьере «Императора ада» в этом году. Шейхтади высоко оценил игру 83-летнего актера Али Насирияна.
«Мы увидим одну из самых блестящих и шедевральных его работ», – сказал он. «Зрители «Фаджра» ощутят настоящий трепет от мастерской игры господина Насирияна в этом фильме», – заявил он.
Насириян также играл главную роль в антисионистской драме Шейхтади 2009 года «Субботний охотник».
Исламосфера