Суфийская музыка Кашмира сохранилась благодаря последнему мастеру

Благодаря одному лишь человеку форма музыкального искусства с 500-летней историей сохранилась и процветает сегодня в Кашмире. Устад Мохаммад Якуб Шейх, 57-летний житель Кашмира, уже пятый десяток лет занимается преподаванием традиционной суфийской музыки, которая практически утратила свою популярность.


Каждое воскресенье около десятка студентов собираются в большом зале на окраине Сринагара, столицы Кашмира, спорной территории между Индией и Пакистаном, чтобы научиться тому, что многие считают самым сложным музыкальным жанров в этом регионе. В то время, когда среди молодежи популярны Болливуд, западная музыка и современная версия кашмирской музыки, эти студенты вместе со своим учителем пытаются сохранить в живых музыкальную традицию 500-летней давности.

Классическая суфийская форма музыки рассчитана не на среднего человека – обучение ее премудростям занимает от восьми до девяти лет, в зависимости от способностей конкретного студента. Учитель Устад Мохаммад Якуб Шейх хорошо знает задачи, стоящие перед музыкой и студентами.

“Тридцать-сорок лет назад можно было легко найти кружки суфийской музыки повсюду, как возле святынь, так и на частных элитных собраниях. Это дарило слушателям духовный опыт ”, – говорит Якуб. “Однако в настоящее время 90% таких кружков исчезли. Люди будто бы потеряли к ним интерес, поэтому сложно пройти мимо новых мастеров”

Как считается, эта музыка пришла в Кашмир в 15 веке из Ирана и Средней Азии. В Кашмире она развивалась до тех пор, пока не получила свой нынешний вид. В зависимости от времени, места и ситуации, певцы обычно исполняют лирические стихотворения кашмирских или персидских поэтов, таких как Ньям Сахиб, Хад Заргер, Руми, Джами и Саади Ширази. Почитатели искусства могут слушать их часами благодаря глубокомысленным текстам песен и вводящей в транс музыке. Для некоторых людей эта музыка является духовной пищей, которую можно только испытать вживую, но не объяснить словами.

Якубу было всего шесть лет, когда он начал осваивать игру на различных инструментах суфийской музыки, в первую очередь под влиянием своего дедушки со стороны матери, легендарного мастера Гулама Мухаммада Калинбафа. Этот путь был для него нелегким, ведь он был официально принят учеником в Академию культуры Кашмира только, когда ему исполнилось 15 лет. Однако его приверженность суфийской музыке никогда не ослабевала, и сегодня он является самым известным мастером суфийской музыки в Кашмире и входит в состав жюри на всех государственных конкурсах и программах.

Освоив музыку, Якуб понял, что она быстро теряет свое значение в Кашмире, и если ситуация будет оставаться такой дальше, она вскоре исчезнет. С начала 1990-х годов Якуб начал давать бесплатное обучение всем, кто хотел у него учиться. Отклик на его инициативу был прохладным, но Якуб знает, что никогда нельзя сдаваться. В 1996 году он открыл Институт суфийской музыки имени Калинбафа (QMSMI), который он назвал в честь своего деда. Этот шаг стал началом очередного этапа его борьбы за сохранение этой традиции, так как долгие годы у него был только один студент.

“Те дни были очень тяжелыми”, – говорит он. “Это была эпоха насилия, запретов и казней. Меня посещали, как боевики, так и силы безопасности, пытаясь узнать, что я делаю. Однако, увидев мою работу, они оставляли меня в покое”.

После того, как в Кашмире начала распространяться новая волна религиозного экстремизма, музыка стала для экстремистов самой легкой мишенью. Трудно было отличить популярную музыку от суфийской, но Якуб пытался объяснить, что его музыка не оскорбляет религиозные чувства, а его тексты восхваляют единство Бога и другие исламские заповеди.

В конце концов, его самоотверженная борьба была вознаграждена, и к нему хлынул поток студентов. Через пять лет после создания института Якуб стал обучать первую студентку, а позже к нему пришли еще несколько девушек.

Две сестры, 17-летняя Ирфана и 15-летняя Рехана,  деликатно настраивают свои инструменты, пока другие студенты занимают свои места. Они приходт на занятия на протяжении последних четырех лет, будучи одними из самых талантливых студентов. Сестрам повезло с их любящим музыку отцом, который поддерживал их в их увлечении, хотя в обществе на девушек, занимающихся музыкой смотрят с недоверием.

“Я заинтересовалась суфийской музыкой после того, как услышала ее от моего отца и Устада Якуба. После того, как я узнала, что Якуб также обучает и девочек, я попросила моего отца, чтобы он позволил мне посещать его занятия. Он согласился”, – говорит Ирфана.

Девушки сталкиваются с трудностями, требующих от них смелости продолжать обучение музыке, несмотря на давление со стороны консервативных семей. Некоторые из них оставляют учебу после замужества. Кроме того, без государственной поддержки у них нет возможностей сделать в музыке карьеру.

Шабнам Башир была одной из первых девушек, получивших диплом в институте. Она буквально боролась со своими родителями, чтобы продолжать заниматься своим увлечением. Она всегда выделялась среди сверстников в институте своим талантом и выступала на телеканале “Дордаршан”, радио “Кашмир” и на многих мероприятиях. Еще одним выпускником института была Рашида Ахтар. Она стала первой в Кашмире женщиной, играющей на табле – индийском ударном инструменте.

Несмотря на свое мастерство, любимая ими музыка предоставляет мало возможностей для получения стипендий, наград или контрактов, так что большинство артистов вынуждены с неохотой оставлять свою профессию.

”С одной стороны, им препятствует общество, а с другой стороны правительство просто душит их перспективы”, – сказал Якуб. “Я иногда чувствую разочарование. Я потратил почти десять лет, чтобы обучить их, чтобы потом наше общество убивало их талант”.

До сих пор Якуб преподавал около 45 девочкам, но только пять или шесть из них продолжают заниматься музыкой и выступать. ”Остальные покинули сцену, так как чувствуют, что у них нет будущего, как бы они ни были увлечены”, – говорит он. “Люди обретают духовное спокойствие, слушая суфийскую музыку”.

За последние пять веков музыка передавалась лишь в устной форме. Различные музыкальные лады, использующиеся в суфийской музыке и традиционной ближневосточной музыке, называются арабским словом “макам”. Эти макамы, образующие оригинальный мелодический рисунок каждой композиции, составляют богатство суфийской музыки.

”Из 180 макамов только около 40 макамов продолжают существовать сегодня, ” говорит Якуб, который зафиксировал остальные макамы в своей книге.

Некоторые студенты, освоившие искусство суфийской музыки, сейчас частично заняты в различных учреждениях в качестве музыкантов. Юсуф, которому уже за 40, увлечен музыкой и учился у мастера последние семь лет. Не в состоянии найти применение своему искусству, он вынужден работать каменщиком, но всякий раз, когда ему выпадает шанс, он выступает. Якуб часто приводит Юсуфа и других студентов на выступления, чтобы поддержать их. Один яркий музыкант работает сантехником, другой – учителем в частной школе – все они сводят концы с концами.

Несмотря на трудности, есть надежда. В конце 1990-х годов интерес к музыке возрос. “Раньше я набирал всех подряд. Сейчас я отбираю кандидатов, будь то девочки или мальчики, исходя из их уровня, интересов, таланта и других факторов”, – говорит он.

Якуб не взимает плату со студентов за использование его инструментов, и они учатся играть на инструментах ситар, сантур, кашмирский ситар, табла и саз-э-кашмир, в дополнение к занятиям по вокалу.

“Чем моложе ученик, тем лучше”, – говорит он. “Восьмилетний ученик будет готов, когда достигнет 16 лет”.

“Я не знаю, сколько времени я буду продолжать эту традицию, но пока моя энергия позволяет, я не собираюсь сдаваться”, – говорит он. “В современном мире люди подвержены стрессам и часто не имеют цели. В них нет спокойствия, и суфийская музыка – это единственное, что помогает им воссоединиться с их внутренней сущностью. Когда-нибудь люди поймут, что это важно, и она тоже будет процветать”.

Харун Мирани из Сринагара, Индия / gulfnews.com

Комментарии