В Египте набирают популярность женские музыкальные коллективы

Женские музыкальные коллективы в Египте становятся все более популярными на свадьбах и других культурных мероприятиях, однако они должны соответствовать религиозным убеждениям традиционного египетского общества.

Женские исламские группы становятся новым атрибутом на женских торжествах по всему Египту. Полностью или частично покрытые, однако одетые в сверкающую, хотя и непрозрачную одежду, они выступают на свадьбах, где мужчины и женщины отделены друг от друга, и на так называемых вечеринках хны, на которых женщины собираются перед свадьбой или по случаю рождения ребенка.

В своих выступлениях группы намеренно избегают нарушений шариата. Дуф (тамбур) – это зачастую единственный музыкальный инструмент, который они используют, хотя бывают и исключения. Эти группы выступают только на женских мероприятиях. Их репертуар, как правило, состоит из египетских деревенских свадебных песен.

Исламская женская группа

Исламская женская группа “Аль-Хана” / Источник фото: Facebook

Группа «Эль-Ханаа», выступающая на мусульманских свадьбах, создана шестью сестрами, соблюдающими полный хиджаб и увлеченными музыкой. Основатель коллектива Сомая Акль заявила: “Мы начали как шесть сестер, но теперь у нас есть около 25 молодых женщин, которые работают вместе с нами”.

«Эль-Ханаа» не только выступает на спектаклях, но и организует целые мероприятия, в том числе арендует помещения для мероприятий и украшает его, а при необходимости даже делает макияж невесте. В труппе также есть оператор и ди-джей. В отличие от более консервативных групп, они также предлагают исполнять индийские и египетские народные танцы. Во время шоу исполнители иногда снимают с себя хиджабы и одеваются в костюмы, соответствующие тематике шоу. Во время таких выступлений делать фотоснимки или вести видеозапись запрещено.

“Мы стремимся сделать людей счастливыми дозволенным образом”, сказала Акль. “Я могу согласиться исоплнить одну неисламскую песню во время выхода невесты, но она должна быть связана со свадьбами и иметь соответствующий текст”.

«Эль-Ханаа», основанная три года назад и базирующаяся в Каире, гастролирует по провинциям Египта, однако некоторые египетские исламские группы выступают и в других странах. Одна из крупнейших свадебных групп в Египте “Эш-Шейма” была создана 10 лет назад в Каире и уже выступала в Омане и Объединенных Арабских Эмиратах.

Исламская женская группа

Исламская женская группа “Аш-Шейма” / Источник фото: Facebook

Основатель группы Шайма Абдель-Хамид сказала, что выступления ее группы не содержат музыку в традиционном смысле, а использует электронные барабаны, которые нравятся людям. Шайма, которая обычно носит никаб, скрывающий полностью ее лицо, сказала, что полностью покрытые женщины, как правило, сталкиваются с преследованиями, связанными с безопасностью, особенно если выезжает за пределы Египта, потому что никаб не позволяет идентифицировать их личность.

“Я не позволяю [членам группы носить] никаб, который покрывают все лицо во время путешествия, потому что они, как правило, проходят проверку со стороны служб безопасности на контрольно-пропускных пунктах” – сказала Шайма. Вместо этого во время гастролей за рубежом она настаивает на том, чтобы женщины носили простые платки.

Основанная в 1997 году исламская группа «Банат Сондос» считается самым старым женским коллективом в Египте и единственной группой, выпустившей в 2002 году альбом под названием “Зай-Эль-Банат”. Она отличается от многих других женских групп тем, что ее песни и танцевальные выступления сопровождаются музыкой, а не только электронными ритмами или барабанами.

Исламская женская группа

Исламская женская группа “Банат-Сондос” / Источник фото: Facebook

“Люди стали более открытыми, чем раньше”, – сказала основательница группы Рехаб Салама. – “Они стали считать, что музыка – это нормальная вещь, и что песня не отправит нас в ад”. Тем не менее, даже несмотря на ряд ограничений, многие консервативные религиозные лидеры критикуют их за использование или воспроизведение музыки и за пение во время своих выступлений.

Тексты песен этой группы, как и песни аналогичных групп, восхваляют брак как преданность Богу, воспевают красоту невесты, хвалят невесту и жениха за то, что они религиозны и заслуживают лучшего. Обычно песни начинаются с поминания Бога и обращенной к Нему просьбе подарить паре счастье. В них не используются такие слова, как “поцелуй”, “объятия”, “любовь”, “страсть” и все, что каким-либо образом противоречит исламской морали.

Хала Фарук, полностью покрытая домохозяйка, которая изучала шариат, сказала, что все мусульмане должны поддерживать исламские традиции проведения свадеб и мероприятий, разделяющие мужчин и женщин. “Исламские концерты и свадьбы дают женщинам свободу танцевать и одеваться, как они хотят” – сказала Фарук изданию «Аль-Монитор». “Я считаю, что эти женские труппы являются очень хорошей вещью, которая была редкостью в прошлом.”

Хатем Хафез, египетский писатель и преподаватель Академии художеств в Каире, сказал изданию «Аль-Монитор», что “исламские” свадьбы и труппы не имеют ничего общего с исламом или искусством.

“Понятие “исламской свадьбы” распространилась после того, как начиная с конца шестидесятых годов многие вещи были исламизированы”, – сказал Хафез. “С тех пор появились такие понятия, как исламская одежда, исламская экономика и исламское правление, однако все эти понятия лишены внутреннего смысла. Это всего лишь попытки некоторых людей вспомнить прошлое арабов, так называемую золотую эпоху ислама” .

Хафез заявил также, что “люди, которые прославляют арабское прошлое, не понимают, что тот образ жизни, который арабы вели в первом веке хиджры, был их культурой в то время и не имел ничего общего с религией. Ислам лишь повлиял на их идеологию и поведение, а не на их образ жизни, включавший в себя их одежду, еду, характер питания”.

“Я считаю, что есть несколько неудачных попыток создания исламского искусства, которые [на самом деле] представляют собой смешение бедуинского стиля с современностью”, – сказал Хафез. “Тем не менее, настоящее исламское искусство можно найти в архитектуре, каллиграфии и орнаментах, которые возникали естественным образом в прошлые эпохи и будут существовать до конца света”.

По материалам статьи Юсры эш-Шаркави в египетском издании Al-Monitor.

Комментарии