Когда будет достроена невероятная мечеть алжирского президента?

Огромный минарет, помещения для 120 000 молящихся и миллиарды евро инвестиций. В Алжире продолжается строительство гигантской мечети, которая должна стать третьей по размеру в мире после мечетей в Мекке и Медине. Идея ее строительства возникла в эпоху «исламского социализма» Хуари Бумедьена и получила новую жизнь в 2000-е годы, когда к власти пришел Абдельазиз Бутефлика – человек, остановивший кровопролитную бойню между властями и салафитскими радикалами.


Еще на заре существования молодой Алжирской республике в 1968 году бразильский архитектор Оскар Нимейер думал над строительством будущей огромной мечети. Все началось с бессонницы. Великий бразильский архитектор, прибывший для осмотра крупных проектов, запущенных в Алжире с его участием, мучался от бессонницы в своем гостиничном номере с видом на порт и бухту. Не в силах уснуть, он стал думать… о строительстве мечети. Будучи коммунистом! Утром его эскизы уже были готовы.

Так появился космический корабль над заливом, соединенный с портом мостом в форме полумесяца. «Но это революционная мечеть, которую вы там нарисовали!» – восклицает президент Алжира Хуари Бумедьен, когда бразильский архитектор представляет ему свой проект. Нимейер ответил: “Господин Президент, революция не должна останавливаться, она должна быть везде!».

Проект будет отложен в долгий ящик Бумедьеном, адептом “специфического социализма” – смеси революционной левой идеологии и аскетического Ислама. Внезапное исчезновение Бумедьена в 1978 году объясняет, почему мечте Нимейера не суждено было сбыться.

Президент Бутефлика совершает намаз в мечети

Идея проспит сорок лет, прежде чем ее вернет к жизни Абдельазиз Бутефлика, который утверждает, что является наследником президента Бумедьена. Большая мечеть поменяет местоположение и размах своих крыльев.

Мечеть будет располагаться практически в центре дуги, образованной прибрежной полосой и опоясывающей бухту Алжира, в устье Вади-Эль-Гарраха. Она должна стать крупнейшей мечетью Африки и третьей в мире после Мекки и Медины, заняв чуть более 27 гектаров, и сможет вместить 120 000 верующих. Ее минарет, самый высокий в мире, который возвышается на 267 метров над землей (на 60 метров больше, чем у мечети Хасана II в Касабланке), вместит музей искусства и истории ислама в Алжире, который займет целых 15 этажей. Молитвенный зал будет занимать 20 000 квадратных метров. Также в мечети будет библиотека на 1 миллион книг, где смогут разместиться 1800 человек, культурный центр (вместимостью 3000 человек), Института Ла-Мезон-дю-Коран (Дом Корана) и парковка на 4000 мест, не говоря уже о кинотеатре, конференц-залах, ресторанах, кафе, сувенирных магазинах!

У строительства мечети есть также немало противников, которые называют ее “мечеть Бутефлики” или даже “могилой Бутефлики “, намекая на ее фараонические масштабы. Строительство мечети превратилось в настоящую мыльную оперу, в которой становится все больше неопределенности и неизвестности. Изначально проект сопровождался чехардой с проектировщиками и застройщиками, неоднократно вставал вопрос о допустимости строительства столь огромной мечети на этом месте по причине зыбкости почв и угрозы разрушения здания в случае сейсмической активности.

Источник фото: © Zohra Bensemra/Reuters

В настоящее время проект реализуют архитекторы компани Drees & Sommer, которые работают с Юргеном Энгелем и инженерной консалтинговой компанией Krebs und Kiefer. Согласно их оценкам, строительство мечети может занять еще много лет.

Поэтому неудивительно, что в салафитских кругах “Великая мечеть Бутефлики” осуждается. “Эта архитектура не похожа на мечеть! Тот, кто позволил немецким евреям принять решение о форме этой мечети, виновен в отступничестве, это враг Ислама”, – можно было прочитать на салафитском форуме в момент начала строительства, когда появились первые изображения модели Джамаа Эль-Джазаира. “Салафитов действительно беспокоит то, что государство с помощью этого проекта пытается представить себя истинным борцом за Ислам, единственным арбитром по религиозным вопросам. С другой стороны, проект вдохновлен первой мечетью в Исламе”, – говорит близкий друг алжирского президента.

Сегодня строительные работы продолжаются, и 17 000 строителей – 10 000 алжирцев и 7 000 китайцев – работают вокруг гигантского стального купола, сделанного в Китае и привезенного специально оборудованным грузовым кораблем из Шанхая. Даже алжирские СМИ, уставшие от накопившихся и непредвиденных задержек, обращаются к фатализму: мечеть закончат тогда, когда этого захочет Аллах. Зачем торопиться? У Бутефлики много времени, чтобы открыть ее”, – комментирует на сайте новость алжирский инженер, намекая на бессменность их нынешнего лидера.

Источник фото: © Zohra Bensemra/Reuters

Источник фото: © Zohra Bensemra/Reuters

По материалам статьи Зохры Бенсемры / Reuters

Комментарии