Музей MACAN – первый музей современного искусства в Индонезии

Долгожданный частный Музей современного искусства Нусантары (MACAN) наконец-то открыл свои двери в выходные дни в Джакарте. Основателем этого проекта является индонезийский меценат и коллекционер Харьянто Адикосоэмо. Это первый в стране музей современного искусства в самой густонаселенной стране исламского мира, который начал работу еще в 2013 году, но до ноября 2017 года был закрыт для широкой публики.

Первоначально планировалось, что музей откроется в марте, однако открытие пришлось отложить до осени совпадет с Биеннале Джакарта и Биеннале Джокья – двумя самыми значимыми арт-событиями в стране, в которых принимают участие большое количество частных коллекционеров, хотя они и располагают минимальный музейной инфраструктурой.

Музей расположился на пятом этаже высотки, построенной компанией ARKdesign, а интерьеры музея были разработаны лондонской фирмой Met Studio Design Ltd. Полное название музея звучит длинно и включает в себя принятое в яванском языке название обширного индонезийского архипелага – Нусантара, а сама аббревиатура MACAN созвучно яванскому слову “тигр”.

На торжественном открытии, которое состоялось 4 ноября, были представлены 90 работ, принадлежавших 70 индонезийским и зарубежным художникам. Однако со временем можно будет увидеть гораздо больше, потому что многие работы еще остаются в хранилищах. Основатель музея, индонезийский бизнесмен-застройщик и президент логистической компании PT AKR Corporindo , работающей в химической и энергетической отраслях, собрал коллекцию из 800 произведений американского, европейского и азиатского искусства.

Дебютная выставка ”является первым публичным открытием необыкновенной коллекции, собиравшейся на протяжении двух десятилетий нашим основателем”, – рассказал директор музея Аарон Сеето в интервью Artnet News. Он отметил, что экспозиция “предлагает прочтение истории индонезийского искусства в диалоге с историей мирового искусства, подчеркивая ширину и глубину коллекции”.

В музее представлены такие громкие имена, как Джефф Кунс, Роберт Раушенберг, Герхард Рихтер, Энди Уорхол и Яеи Кусума, однако выставка отводит равную долю работам индонезийских художников, которые добились определенного признания на международном уровне. Среди них можно встретить работы Харсоно, Хери Доно, Кусамы Аффанди, и Радена Салеха Шарифа Бустамана, который считается отцом современной индонезийской живописи.

Эта выставка, организованная Чарльзом Эсхе, директором нидерландского музея Ван Аббе и куратором «Биеннале  Джакарта 2015» совместно с индонезийским куратором Агунгом Хуятникой, показывает, насколько сильное голландское влияние испытывали индонезийские художники, чья страна была колонией Голландии. Индонезия провозгласила независимость в 1945 году, и ее искусство во многом отражает пестрый этнический и расовый состав населения Индонезии, ее борьбу за национальную независимость, сконструированную экзотичность культуры, влияние колониальных держав и начало глобализации.

Среди работ выставки есть место и откровенным курьезам. Речь идет об индонезийском художнике Арахмаяни Фейсале, чья скандальная картина «Линга-Йони» изображает арабские надписи с индуистской символикой мужских и женских гениталий. Работа появилась на выставке впервые с тех пор, как была вывезена в Австралию из-за угроз со стороны исламских фундаменталистов.

Источник фото: news.artnet.com

Источник фото: Widewalls

Источник фото: Widewalls

Комментарии