Саудовский принц продолжает тратить деньги на масштабные культурные проекты

Наследный принц Саудовской Аравии, купивший недавно за баснословные для мира искусства деньги сомнительную работу «Спасителя мира» кисти Леонардо да Винчи, запускает институт для продвижения искусства на Ближнем Востоке, а также планирует запустить павильон на Венецианской бьеннале, ввести преподавание искусства в школах, организовать международные выставки, развивать археологию и виртуальную реальность.


Как сообщает международное издание The Art Newspaper, наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман бен Абдулазиз Аль Сауд создал художественное крыло своего благотворительного фонда Миск.

Институт искусства Миск призван “стать ведущей платформой Саудовской Аравии для массового культурного производства, дипломатии и обмена”. Он полностью независим от других учреждений, таких как Эр-Риядский музей и Центр мировой культуры короля Абдулазиза, проекта нефтяной компании Saudi Aramco. Институт Миск ориентирован главным образом на молодежь (средний возраст подданных королевства – 27 лет). Его директором является известный саудовский художник Ахмед Матер, выставка работ которого была открыта в Бруклинском музее в Нью-Йорке («Путешествие в Мекку», до 8 апреля 2018 года). Институт уже занял территорию Деревни искусств в Аль-Мифтахе, на юге Саудии, где Матер и другие успешные художники, такие как Абдуннассер Гарем, имели студии в 1990-х годах.

Матер готовится к проведению архитектурного конкурса в штаб-квартире фонда в Эр-Рияде и ищет подходящее здание, которое могло бы стать постоянным саудовским павильоном на Венецианской биеннале. В следующем году в Эр-Рияде пройдет комплекс мероприятий и большой фестиваль искусств, а также планируются саудовские выставки во время недели искусств в Дубае, которая будет проходить в марте.

Вдохновленные скульптурами Генри Мура, Ганса Арпа, Александра Кальдера, Жака Липшица и других художников, установленных в Джидде—а этот проект был завершен уже после 1979 года—Институт запускает национальную художественную премию, которая будет проводить конкурс во всех городах страны. Будет проводиться конкурс молодых художников, победитель которого выиграет учебную стажировку в Силиконовую долину. Первая в Саудовской Аравии книжная ярмарка об искусстве будет проходить в течение Недели искусств в Джидде в феврале 2018 года. Также планируется ряд зарубежных проектов с участием британского художника Стивена Стэплтона, соучредителя Edge of Arabia – современного международного арабского арт-проекта, нацеленного на школы и университеты.

К числу широкомасштабных реформ наследного принца относятся также ограничение власти религиозных лидеров страны, арест некоторых членов королевской семьи и ряда ведущих саудовских знаменитостей по обвинению в коррупции и разрешение женщинам водить автомобиль.

Газета “Арт” поинтересовалась у Матера, зайдут ли реформы настолько далеко, чтобы позволить саудовской доисламской археологии стать видным и обсуждаемым в обществе явлением, несмотря на противодействие религиозных ученых, которые считают это запретным (харам). Он ответил: “Конечно”.

Недавно «Уолл-Стрит Джорнал» выяснил, что наследный принц оказался владельцем «Спасителя мира» Леонардо да Винчи, приобретя его на прокси-аукционе, тогда как Лувр Абу-Даби утверждает, что он “приобрел” картину, оставив открытым вопрос о том, является ли это своеобразным дипломатическим подарком от наследного принца Саудовской Аравии своему другу и союзнику – наследному принцу Абу-Даби – или же картина предоставлено музею во временное пользование. 5 декабря они объявили о создании Объединенного комитета по сотрудничеству в целях официального оформления существующего уровня партнерских отношений между их странами по военным, политическим, экономическим и культурным вопросам. Следует заметить, что ОАЭ также являются союзником Саудовской Аравии в военных действиях и блокаде против Йемена.

“Спаситель мира” Леонардо да Винчи. Эта картина долгое время считалась утраченной. Её заказчиком обычно называют короля Франции Людовика XII. Картина была продана за 400 млн долларов (450 млн с учётом комиссии аукциона) на аукционе Кристис в Лондоне, став самым дорогим в мировой истории произведением искусства. Это вызвало противоречивые отклики среди специалистов, часть которых охарактеризовали «Спасителя мира» как довольно заурядное для Высокого Возрождения произведение, не открывающее новых художественных горизонтов.

Комментарии