Соборная мечеть Парижа – символ признательности французов мусульманам

Соборная мечеть Парижа имеет большое символическое значение для французов и проживающих во Франции мусульман. Длительная история переговоров о строительстве в Париже первой мечети отражает сложный процесс преодоления французами застарелых антипатий и предрассудков, позволивший им осознать мусульман в качестве полноценных граждан страны.


Первые контакты французов с мусульманами произошли в начале VIII века, когда войско Ислама, двигаясь из соседней Испании, заняло сначала независимую Аквитанию в 717 году, а затем, два года спустя, Нарбонну. Продвижение в глубь страны было остановлено в 732 году во время сражения, получившего название «Битва когорты мучеников» или «битва при Пуатье». Однако, в 888 году мусульманам удалось создать во французском Провансе свой маленький эмират, который был назван Джаляль аль-Хиляль (в европейской литературе известный как Фраксинет), просуществовавший чуть больше 80 лет и уничтоженный во время Реконкисты.

Несмотря на такое давнее знакомство, идея строительства крупного молитвенного сооружения для мусульман Франции возникла лишь в середине XIX века и получила практическое воплощение только в первой четверти XX века. Теперь обо всем подробнее.

Первые проекты строительства мечети были предложены посольством Марокко еще в 1842 году. Подобные предложения повторялись в 1878 и 1885 годах, однако не нашли отклика у французских властей. Затем в 1846 году Общество ориенталистов предложило правительству проект строительства мечети сначала в Париже, а затем в Марселе. Данное предложение было продиктовано попыткой умиротворения Алжира. Среди прочего, также указывалась на то, что мусульмане по своим убеждениям гораздо ближе к христианам, чем евреи. Однако это предложение встретило отказ со стороны Министерства юстиции, и проект был заморожен на 10 лет.

Источник фото: Wikipedia

Источник фото: Wikipedia

В 1856 году по просьбе посольства Османской империи на востоке Парижа был выделен небольшой земельный участок площадью в 800 кв. метров для захоронения солдат-мусульман из 85 дивизии. Там же было построено небольшое здание, именуемое мечетью, где хранились погребальные принадлежности и читались молитвы. Это здание было первой мечетью Парижа. Первой мечетью Франции считалось аналогичное сооружение на турецком кладбище Марселя, которое было разрушено во время революции. Со временем здание обветшало и пришло в негодность, и Османская империя решила профинансировать работы по восстановлению и расширению мечети.

В 1914 году был предложен новый проект мечети с куполом, минаретом и сопутствующими зданиями, однако начавшаяся Первая мировая война помешала его осуществлению .

Одновременно со всеми этими событиями французский исследователь, публицист, общественный деятель и руководитель Африканского общества Франции Поль Бурдари начинает активную работу по агитации за строительство мечети в Париже. В своих статьях и частных беседах с влиятельными людьми Бурдари объясняет, что вопрос строительства мечети – это своеобразный акт признательности общества десяткам тысяч мусульман, которые пали на полях сражений, защищая Францию. Он привлекает к своей работе, которая длилась больше двадцати лет, целую плеяду французских политических, религиозных и общественных деятелей, а также некоторых дворян, которые оказывают весомую поддержку в деле проектирования, продвижения идеи во властные структуры и строительства мечети.

Источник фото: Wikipedia

Источник фото: Wikipedia

Наконец, его труды увенчались успехом, в августе 1920 года Правительство Франции выделяет 500 000 франков для строительства комплекса, объединяющего под своей крышей мечеть, библиотеку и конференц-зал. Также было определено, что наиболее подходящим местом для строительства мечети будет район Сада растений. Стоит отметить, что это уникальный случай для Франции, так как данное решение правительства отступает от принципа лаицизма, согласно которому религия отделена от государства. Необходимо отметить, что особый вклад в основание и строительство мечети, кроме Поля Бурдари, внес ее первый имам Си Каддур Бенгабрит, знаменитый французский мусульманский деятель, родившийся в Алжире, который был завсегдатаем парижских салонов и снискал славу “самого парижского мусульманина”.

Первый камень в основание будущей мечети был заложен в 1922 году, а строительство началось в 1923 году. Автором проекта был французский архитектор, художник и писатель Морис Траншат де Люнель, который долгие годы проработал в Марокко и внес значительный вклад в сохранение памятников культурного наследия этой страны. Непосредственно сами строительные работы были выполнены Робером Фурне, Морисом Манту и Шарлем Юбе в соответствии с проектом де Люнеля.

В 1923 году межведомственная комиссия по делам мусульман приступает к рассмотрению проекта, предложенного Османским правительством в 1914 году, и приходит к мнению, что восстанавливать старую мечеть на османском кладбище не целесообразно, так как в районе Сада растений уже ведутся строительные работы.

Таким образом, в 1926 году в районе Жарден-де-Плант (Сад растений) 5-го округа Парижа появляется Соборная мечеть с 33-х метровым минаретом. Здание, выполненное в архитектурном стиле «мудехар», свойственном сооружениям мусульманской Андалусии, было открыто для посетителей 15 июля 1926 года. В церемонии открытия принимали участие президент Франции Гастон Думерг и султан Марокко Мулай Юсуф.

Си Каддур Бенгабрит - первый имам Парижской соборной мечети / Источник фото: Bibliobs

Си Каддур Бенгабрит – первый имам Парижской соборной мечети / Источник фото: Bibliobs

Создавая проект Соборной мечети Парижа, де Люнель был вдохновлен двумя жемчужинами мусульманской архитектуры. Первая – это марокканская мечеть Аль-Карауин, основанная Фатимой аль-Фихри в 859 году, которая считается старейшим духовным и образовательным центром исламского мира. Вторая – это старейшая мечеть Туниса аз-Зайтуна, великолепие которой послужило источником вдохновения для строительства последующих мечетей, в том числе и знаменитой Большой мечети Кордовы. Над внутренним убранством парижской мечети работали мастера из Северной Африки.

Само здание располагается на территории в 7500 кв. метров. Кроме мечети здесь также расположены библиотека, медресе, конференц-зал, ресторан, чайхана хамам и магазины. Почти половину территории занимают сады. Мечеть вмещает до 1000 человек, имеются отдельные залы для мужчин и женщин, комната для омовения, оборудованы специальные входы для людей с ограниченными возможностями. При мечети работает мусульманский институт, который также уполномочен выдавать сертификаты «халяль». С 1983 года здание является историческим памятником, а также имеет особый статус «Наследие двадцатого века».

Источник фото: Wikipedia

Источник фото: Wikipedia

Интересные факты

· во время Второй мировой войны Соборная мечеть Парижа была центром участия мусульман Франции в движении Сопротивления, боровшегося с нацистскими оккупантами. Об этом был снят фильм «Свободные люди» франко-марокканского режиссера Исмаэля Феррухи с Тахаром Рахимом и Майклом Лонсдейлом в главных ролях

· по разным данным во время войны здесь нашли убежище от 500 до 1600 евреев, которым кроме пищи и крова были предоставлены удостоверения, свидетельствующие об их мусульманском происхождении.

· после смерти последнего султана Османской империи Абдульмеджида II в 1944 году, когда в Турции отказались принять его тело, оно на протяжении 10 лет было погребено у Соборной мечети Парижа. В 1954 году тело было отправлено в Медину и перезахоронено

· до сегодняшнего дня в мечети сменилось 6 имамов. Начиная с третьего имама Хамзы Бубакера, все имамы носят титул ректора.

· в назначении имамов этой мечети ведущая роль принадлежит правительству Алжира, которое также финансирует треть бюджета.

Входное крыльцо мечети с его светлой дубовой дверью, усеянной бронзой, украшено эвкалиптом и коралловым деревом. Мечеть открыта для посещений не только мусульман, но и туристов каждый день, за исключением времени намаза и пятничной проповеди. Для туристов и любителей арабской экзотики при мечети функционирует ресторан «У врат Востока», где можно отведать традиционные алжирские и марокканские блюда.

Булат Ногманов

Комментарии