Ходжа Насреддин борется с предрассудками о мусульманах на сцене американского театра

Американский драматург из Олимпии поставил пьесу-сказку про мудрого и остроумного мусульманского народного героя – Ходжу Насреддина, чтобы помочь мусульманам своего штата.


В пятницу в семейном театре «Olympia Family Theater» состоялась премьера спектакля «Три невозможных вопроса». Это не только смешной спектакль, полный забавных ситуаций и шуток, но и вдумчивая попытка осветить кусочек исламской культуры.

В некотором смысле, премьерный спектакль драматурга из Олимпии Кристиана Карвахаля очень похож на его центрального персонажа –  остроумного, мудрого и саркастичного народного героя Муллу Насреддина (Джон Ли), казалось бы глупые истории и поговорки которого обычно содержат в себе более глубокий смысл. По одной из версий, у него есть реальный прототип в лице турка, жившего в XIII веке.

«Во всем мире он известен так же хорошо, как Багз Банни или Микки Маус», – сказал Карвахаль в интервью изданию «The Olympian», – «но я никогда прежде о нем не слышал. Это мудрый персонаж, который наставляет с помощью таких средств, как шутки и парадоксы. Насреддин – это герой, который может немного встряхнуть культуру изнутри. Я думаю, что наше представление о мусульманах в значительной степени фундаменталистское, и мы не считаем, что они способны на прорывы в культуре».

В этом спектакле к Насреддину приходят три мудреца и задают ему три нелепых вопроса, после чего в эту ситуацию вовлекаются его соседи и друзья, которые вперемешку с попытками выяснить правильные ответы рассказывают истории о Мулле и другие мусульманские сказки.

В результате, получился спектакль со стремительно разворачивающимся сюжетом, который длится 90 минут.

«Мы надеемся, что наш спектакль будет интересен всем возрастным группам», – добавил Карвахаль.

Кроме того, спектакль позволяет немного узнать о мусульманах тем людям, которые ничего не знают о них.

«В последнее время об Исламе и мусульманах говорят не очень хорошие вещи», – сказал Назмул Алам, один из нескольких членов Исламского центра Олимпии, которые просмотрели сценарий во время постановочного процесса. «Я подумал, что люди могут в какой-то мере познакомиться с мусульманами благодаря этой комедии».

Карвахаль также отметил, что спектакль помог ему узнать больше о мусульманах.

Источник: theolympian.com

Кристиан Карвахаль – это актер, режиссер и сценарист пьесы в одном лице, который начал писать ее год назад, когда президент Трамп издал указ, запрещающий въезд в США гражданам нескольких стран с преобладающим мусульманским населением.

Он посетил Исламский центр Олимпии, который проводит день открытых дверей в первую пятницу каждого месяца, и был очень взволнован увиденным.

«Я был поражен тем, насколько люди в центре были встревожены», – сказал он. «Это было очень напряженное время для хороших людей, которые не заслужили такого обращения. Я подумал тогда, а что я могу сделать, чтобы как-то помочь им, и сам себе ответил, что я могу придумать спектакль и поставить его на сцене театра».

Он подумал поставить пьесу по произведению какого-нибудь мусульманского драматурга, но затем обнаружил, что театр не являлся частью традиционной мусульманской культуры. Однако такой частью была литература, и ему пришла в голову идея создать спектакль по мотивам мусульманских народных сказок. Он поставил его в Семейном театре Олимпии, во многом благодаря тому, что эта идея пришлась по душе художественному руководителю театра Джен Райл, а ее муж Тед Райл согласился стать режиссером спектакля.

Все сошлось воедино, когда он открыл для себя Насреддина. «Когда однажды в мечети в разговоре с новыми бангладешскими друзьями я упомянул о нем, их глаза загорелись», – сказал Карвахаль. «Каждый из них считал своим долгом рассказать мне какой-нибудь анекдот про Насреддина».

Источник: theolympian.com

«Среди мусульман существует огромное количество различий», – сказал в интервью «The Olympian» Мустафа Мохамедали, секретарь по связям с общественностью Исламского центра. «Мы, вероятно, самая пестрая религиозная община штата». По последним подсчетам у нас насчитывается около 39 различных этнических групп и национальностей».

Он вырос в Восточной Африке и не был знаком с Насреддином, но Алам, будучи родом из Бангладеш, слышал истории о Мулле с самого детства.

Хотя и Алам, и Мохамедали сказали, что не могут говорить за всех членов Исламского центра, оба взволнованы постановкой пьесы и планируют ее посетить.

«Не так часто мы получаем возможность посмотреть спектакль, который показывает мусульман в положительном свете или в интересной манере», – сказал Мохамедали. «Еще реже у нас есть возможность самим поучаствовать в этом».

Он особенно взволнован тем, что в состав актеров входит мусульманин Си Хан. Хан является ведущим «Часа джунглей» на KAOS 89.3 FM. Эта передача посвящена Болливуду и вещает с 4 до 6 вечера по субботам. О пьесе ему рассказал его друг из Колледжа Вечнозеленого штата (The Evergreen State College).

Хан сказал, что выступает на сцене впервые.

«Вдохновением для меня послужила сама тема пьесы», – сказал он. «Это здорово внести какой-то положительный вклад и оказать поддержку мусульманской культуре. Иногда появляются такие возможности, и я хотел этим воспользоваться».

Как и большинство членов труппы, Хан играет несколько персонажей, выступая и в роли соседей Насреддина, и в роли персонажей из народных сказок.

«Это было настоящее приключение», – сказал Тед Райл. «В рамках спектакля мы рассказываем 15 или 16 разных историй, так что мы используем в постановке много движущихся предметов. Эти истории рассказывают люди, которые живут в деревне. Они используют найденные предметы и большую часть времени находятся на сцене, либо участвуя в этих историях, либо просто наблюдая».

Молли Гилмор / theolympian.com

Комментарии