Человек с арабскими корнями, изменивший историю индийского театра

Режиссер Ибрахим аль-Кади считается одним из старейшин индийского театра, который придал ему новый облик.

Индия с незапамятных времен была торговым центром и перекрестком культур. Эта страна имеет давние торговые и культурные отношения со странами Персидского залива арабским миром в целом. Арабские торговцы всегда приезжали в Индию с коммерческими целями, а жители Неджда в современной Саудовской Аравии в последние столетия часто отправляли своих детей в Индию.

В результате наплыва торговцев из Персидского залива некоторые купцы из Неджда и Хиджаза обжились в городах Сурат и Мумбаи (бывший Бомбей). Некоторые из них поселились в других индийских городах, оставив заметные следы своего присутствия в их общественной, культурной и экономической жизни.

Среди торговцев из Персидского залива был купец Хамад бен Али аль-Кади, который родился в Эль-Касиме в 19 веке. Его дяди отправили его в Мумбаи, где он начал работать на родственника Бассама в чайном бизнесе, прежде чем проложил свой путь в торговле тканями и специями.

Торговец Хамад провел часть своей жизни в деловых поездках между Индией, Турцией, Кувейтом, Бахрейном и Ливаном. После женитьбы на девушке из семьи Нисар, свободно говорившей на маратхи, гуджарати, английском и арабском языках, он поселился в Пуне, примерно в 148 км от Мумбаи. У него было девять детей, включая Ибрахима, который родился в 1925 году.

Старинная цитадель в городе Эль-Кассим в Саудовской Аравии, где родился отец Ибрахима

Танцы и музыка

Ибрахим аль-Кади (его имя произносится в Индии как Ибрахим Алькази) учился танцам чарльстон и чатурти в доме, где христианский пастор преподавал английский язык, а мусульманский ученый обучал детей Корану и исламским наукам, а девушки также были на домашнем обучении.

Он увлекался музыкой, особенно песнями египетской певицы Умм Кульсум и оперой «Севильский цирюльник», а также имел страсть к индийским песням. Ибрахим также научился играть на пианино у пандита (индуистского священника) и получил исламское религиозное образование.

Сегодня Ибрахим аль-Кади считается старейшиной индийского театра и режиссером, который определил его современный облик. Он стал пионером индийской традиции драматического искусства, а также основателем и директором Национальной школы драмы, руководителем Фонда искусств Аль-Кади в Нью-Дели.

Юный Ибрахим получил среднее образование в школе Святого Винсента в Пуне и поступил в колледж Святого Хавьера в Мумбаи. Затем он отправился в Лондон, чтобы продолжить высшее образование и поступил в Королевскую академию драматического искусства в возрасте 21 года. Позже он присоединился к Британскому драматическому форуму.

Президент Индии Пратибха Пател вручает Падму Вибхушан, одну из самых высоких гражданских наград Индии, режиссеру театра Ибрахиму Хамеду Алькази в Нью-Дели 31 марта 2010 года/
Источник фото: alarabiya.net

Ибрахим аль-Кади и Неру

Во время пребывания в Лондоне он изучал греческое, египетское, ассирийское, шумерское, современное и изобразительное искусство и узнал многое о жизни гениев театрального мира. Ибрахим также получил предложение по работе от лондонского театра, но отказался от него и вернулся домой в Мумбаи в 1954 году.

”Я хотел работать в индийском театре и заниматься карьерой для Индии и индейцев”, – сказал он. Он принял решение после встречи с индийским лидером и первым премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру, который находился с официальным визитом в Великобритании.

Неру был впечатлен энтузиазмом и настойчивостью Ибрахима и попросил его вернуться в столицу Дели после завершения учебы, чтобы создать там театральную труппу.

Премьер-министр также пообещал Ибрахиму освобождение от пошлин и налогов и помощь в создании театральной библиотеки после открытия театра, который будет построен с использованием передовых по тем временам технологий.

Неру выполнил свое обещание. Как только Ибрахим вернулся в Дели, его тепло приветствовали и вручили ему приглашение от Министерства образования Индии, предлагавшего молодому театралу учредить Национальный драматический колледж, который со временем получил международное признание и способствовал культурной революции в Дели.

Неру, интересовавшийся культурой, был чрезвычайно заинтересован в приглашении различных гостей в Индию (начиная с высоких должностных лиц и заканчивая мировыми знаменитостями) для участия в спектаклях Ибрахима аль-Кади.

 

Организаторский талант

Национальная театральная школа была основана в 1959 году по образцу Королевской академии драматического искусства в Лондоне. Ибрахима аль-Кади попросили управлять этим учреждением. Сначала он отказался, заявив о недостатке управленческого опыта, но спустя два года передумал и занял должность директора, которую занимал 15 лет (с 1962 по 1977 год).

Ибрахим аль-Кади тогда часто ассоциировался с группой прогрессивных художников Бомбея. Он также занимал должность директора Национальной академии драматического театра и обучал известных театральных актеров, таких как Ом Шипури, Ом Пури, Насируддин Шах, Манохар Сингх и многие другие.

На вопрос о создании театра в Индии Ибрахим аль-Кади ответил: “Моя цель – создать театральную группу, чтобы упрочить корни театра в Индии. Я хотел открыть для себя таланты, благодаря чему обнаружил таких людей, как Дев Патель, Фироз Купер, Хамед Сиами, Дерек Джеффрис, Оша Амин, Джерсон Дикон и Манохар Патель”.

Ибрахим аль-Кади завоевал выдающиеся индийские правительственные награды, в том числе был награжден второй высшей гражданской наградой Индии Падам Шри, а также Падма Бхушан, Падма Вибхушан и Академическую премию Академии танцев и музыки.

Он также получил почетную докторскую степень в Университете Рабиндра Бхарати в Калькутте, а также награду “Калиды” от правительства Мадхья-Прадеша, награду “Живое богатство” Форума времен и талантов в Мумбаи и награду “За достижения в жизни” правительства Дели в 2008 году.

Источник фото: alarabiya.net

Арабские корни

Ибрахим аль-Кади с гордостью рассказал о своих арабских корнях во время знаменитого индийского ток-шоу, транслируемого индийским RSTV. Он подчеркнул: “Мои корни восходят к Саудовской Аравии, но самыми богатыми годами моей жизни были те, что я провел в Пуне, где я родился и вырос. То, чему я научился там у родителей, в иезуитской школе, в сочетании с богатой жизнью региона способствовало моему развитию в того, кем я являюсь сегодня”.

Он сказал, что его отец был образованным самоучкой, и куда бы он ни ездил, он пополнял свою библиотеку, в которой имелись энциклопедии и книги на арабском и английском языках. Он также был заядлым читателем последних выпусков газет и журналов из арабского мира. “Мы читали о Нагибе Махфузе задолго до того, как он получил Нобелевскую премию”, – сказал он.

“Мой отец твердо верил в наши арабские культурные корни, которые восходят к Саудовской Аравии. Дома мы говорили только на арабском, а мой учитель арабского и исламских наук был выходцем из Саудовской Аравии и жил с нами, как член нашей семьи”, – сказал он.

В Пуне, куда его отец приехал в 1905 году, проводились знаменитые иракские скачки, которые привлекали арабских торговцев. Его отец сумел подружиться с арабами и неарабами, что позволило влиться в новое общество, не отчуждая себя от своих первоначальных корней.

Ибрахим аль-Кади присоединился к театральной группе “Султан Падамасе” в Мумбаи, которые были пионерами английского театрального движения в Индии. В 1930-х и 1940-х годах он также участвовал в антибританском освободительном индийском движении, наряду с другими индийцами и жителями Пуны.

Аль-Кади провел более 150 выставок, опубликовал многочисленные книги, поддерживал и поощрял многие молодые таланты. Он также создал Фонд искусств Аль-Кади в Нью-Дели, который на протяжении 30 лет своей работы сохранил более 90 000 предметов культурного наследия Индии.

Важнейшими пьесами, поставленными Ибрахимом аль-Кади включают «Слепая эра», «В мрачный день», «Дождливый день», «Закрыто» и т.д. Его пьеса “Слепая эра” в свое время произвела революцию в индийском театре и вызвала ажиотаж в среде интеллигенции.

Имя Ибрахима стало синонимом индийского театра. Для него характерна смесь индийской, арабской и исламской культур, которой он обязан своему арабскому учителю, а также отцу, предоставившему ему библиотеку, полную редких книг и произведений классической арабской литературы.

Его культурная открытость была следствием его воспитания в толерантной и разнообразной среде, которая сломала барьеры культурных и этнических различий, превратив его в харизматическую фигуру, которая произвела революцию в индийском театре.

alarabiya.net

Комментарии