«111 мест в Берлине, связанных с исламом»: рассказ о месте мусульман в идентичности Германии

Историческое кладбище Шехитлик в Кройцберге, поэтический слэм мусульманской общины i-Slam, крупнейшая в мире коллекция мусульманских рукописей Азии и Африки: ислам – часть истории, политики и повседневной жизни Берлина. Обо всем этом рассказывает книга «111 мест в Берлине, связанных с исламом», вышедшая в Германии осенью 2023 года, пишет Джейда Нурч.
Является ли ислам частью Германии? В 2010 году тогдашний президент страны Кристиан Вульф этим своим знаменитым заявлением вызвал бурную дискуссию, которая продолжается и по сей день. Исламоведы Беттина Греф и Джулия Тике дают четкий ответ «Да!» на этот вопрос в своей книге «111 мест в Берлине, связанных с исламом», вышедшей в 2023 году в Германии. Они показывают, где и как проявляется тесная взаимосвязь между немецкой столицей и исламской культурой, приводя описание мест и интервью с известными мусульманами.
Авторы проливают свет как на популярные, так и на малоизвестные связанные с исламом достопримечательности, прослеживая линии традиций и взаимосвязей. Они проводят для читателей экскурсию по Берлину, знакомя с дипломатическими учреждениями, такими как Федеральное министерство иностранных дел, и с такими местами, как наполненное красочными тканями ателье Bilkiss в районе Веддинг, где работают портные из Того. Они посещают государственную библиотеку в Тиргартене, где хранится одна из крупнейших в мире коллекций мусульманских рукописей Азии и Африки, и мост Хатун Сюрюджю на Зонненаллее, названный в честь жертвы фемицида.
Авторы показывают, что между столицей Германии и исламом существуют тесные связи. Их можно найти в политике, дипломатии, фантазиях о «Востоке», художественных диалогах и повседневной жизни. Иногда они раскрываются через длинные истории, иногда через мелкие детали.
Мусульманская архитектура Берлина.

Беттина Греф, Джулия Тике, «111 связанных с исламом мест в Берлине» / Источник: Emona Verlag
Прусско-османское партнерство
О том, что отношения между Берлином и мусульманским миром гораздо старше, чем дебаты, спровоцированные высказыванием Кристиана Вульфа, свидетельствует, например, кладбище Шехитлик в Кройцберге. Эти отношения также старше, чем соглашение о найме, по которому в 1961 году в Германию начали прибывать первые так называемые «гастарбайтеры» из Турции.
У Османской империи была постоянная дипломатическая миссия в Берлине ещё в 1763 году. Когда в 1798 году умер посол Османской империи Али Азиз Эфенди, он стал первым человеком, похороненным в Германии по исламскому обряду. Позже его могилу перенесли на участок земли, подаренный турецкому султану Вильгельмом I. Это современное кладбище Шехитлик, примыкающее к одноимённой мечети. Взамен султан подарил германскому императору участок земли в Иерусалиме, на котором с 1890-х годов располагается протестантский монастырь Святого Спасителя.
Крышка канализационного люка в Трептове, датируемая концом XIX века, является символом воображаемого «Востока» для берлинцев. Она была установлена во время Каирской выставки в Трептов-парке, которая знакомила посетителей с тысячелетней историей Египта, перенося их в фантастический мир «Тысячи и одной ночи» с базарами, кофейнями, мечетями и «этнографическим шоу».
Сегодня такие проекты, как «Селям, опера!» в музыкальном театре Комише-опер, напоминают иногда драматично поставленную «турецкую оперу» XVIII века, в которой на сцене в музыкальном стиле «а-ля тюрк» изображались истории о турецких султанах.
Пять культурных мест турецкого Берлина.

Сегодня такие проекты, как «Селам, опера!» в музыкальном театре Комише-опер, напоминают иногда драматично поставленную «турецкую оперу» XVIII века, в которой на сцене в музыкальном стиле «а-ля тюрк» изображались истории о турецких султанах / Источник: gropiusstadt-nord.de
Межконфессиональный диалог в Берлине
Берлин имеет давнюю традицию межкультурного и межрелигиозного диалога, о чем можно узнать из главы о первой мечети Берлина Ахмедийе, основанной в 1924 году. Храм был резиденцией Немецкого мусульманского общества, которое было сформировано до Второй мировой войны. Помимо аристократических индийских мигрантов, он привлекал прусскую интеллигенцию и офицеров, а также еврейских интеллектуалов и новообращенных. Все они отвергали растущий в то время в Германии милитаризм и нашли духовное пристанище в исламе.
Генисаретская церковь в Нойкёльне показывает, что Берлин остается открытым для духовных экспериментов и по сей день. Храм предлагает межконфессиональное богослужение и функционирует как место встречи для тех, кто не желает быть связанным одной религией.
Между тем история исламских мест в Берлине продолжает создаваться. Например, в сентябре 2024 года на месте так называемого «Турецкого базара» на станции Бюловштрассе, который до 1993 года был местом встреч турецких мигрантов и где существовали многочисленные рестораны, чайные, ювелирные и музыкальные магазины, была установлена мемориальная табличка.
Приводя исторические ссылки, а также религиозные и культурные категоризации, авторы успешно демонстрируют, насколько глубоко укоренен ислам в Берлине. Не ограничиваясь этим, они приглашают вас поискать другие темы и места встреч с мусульманской культурой в городе. И их гораздо больше: кладбище алевитов на кладбище Святого Якова на Германштрассе, ассоциация Aufbruch в Нойкёльне, основатель которой Кязым Эрдоган был награжден немецким орденом «За заслуги» за социальные проекты в области предотвращения насилия среди мужчин, мрачная «улица беженцев» в Тирпарке и другие.
Исламский центр имама Ризы – – мечеть в Берлине.

«Турецкий базар» на станции Бюловштрассе / Источник: orte-der-einheit.de
Исламосфера