22 термина, связанных с вакфами, которые нужно знать
Вакфы (благотворительные фонды) на протяжении всей истории исламского мира выполняли важные задачи по укреплению взаимопомощи, удовлетворению социальных потребностей и поддержания справедливого порядка в мусульманских обществах. Благодаря вакфам, даже бедные слои населения могли получить доступ к образованию, здравоохранению, обеспечить себя жильем и т.п.
Вакф или вукуф – в мусульманском праве это имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. В вакф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество. Вакфы имели достаточно сложную организацию. В связи с этим, существовала целая система терминов, характеризирующих их деятельность.
Вакфийа
Устав вакфа.
Вакиф
Учредитель вакфа.
Девир-хан
Лицо, которое в соответствии с уставом вакфа в пятницу или другой день читает «аль-Мульк» или какую-то другую суру Корана перед полуденным намазом.
15 фактов об истории торговли в исламском мре.
Джаби-и вакф
Лицо, ответственное за сбор доходов вакфа. В зависимости от размера вакфа, их могло быть несколько.
Аб-кеш
Буквально с персидского языка переводится как «черпающий воду». Лицо, поставляющее воду для учреждений, входящих в вакф.
Акар
Недвижимое имущество вакфа, такое как здания, земля, сады.
Амин-и махзан
Лицо, отвечающее за предметы первой необходимости, лекарства, продукты и т.п. в деятельности таких учреждений, как больницы, благотворительные столовые (имаратхане).
Джамакиййа
Месячное жалование, чаевые, которые выделялись из доходов вакфа его служащим.
Дирхам-и джайиид
Это словосочетание с арабского языка переводится как «правильные дирхамы» и означает дирхемы из чистого серебра. Сумма 10 дирхам-и джаййид считалась минимальной стоимостью материальных ценностей, при воровстве которых человек привлекался к уголовной ответственности. Если сумма ущерба составляла десять дирхемов не из чистого серебра, то это не считалось воровством.
Сук аль-ислам – первый мусульманский базар в Медине.
Вакф-и дийани
Вакф, созданный исключительно для поклонения, например, вакфы мечетей.
Вакф-и аизза
«Аизза» – это множественное число арабского слова «азиз» «дорогой; святой; священный; ценный». В данном случае это означало людей, которые отказались от соблазнов мира и власти, посвятив себя духовности. К вакф-и аизза относились вакфы Абдулькадира Гилани, Мевляны, Хаджи Бекташи Вали. Они управлялись особыми попечителями без вмешательства администрации вакфа.
Аль-ахваджу фаль-ахвадж
«Ахвадж» с арабского языка переводится как «самые нуждающиеся», а «аль-ахваджу фаль-ахвадж – «нуждающиеся из нуждающихся». В уставе вакфа могло присутствовать условие, что он оказывает помощь только «аль-ахваджу фаль-ахвадж».
Гараз-и вакиф
Переводится как «намерение учредителя вакфа». Выражения в уставе вакфа всегда трактовались в том смысле, какой подразумевал учредитель вакфа.
Хаббаз
Этот термин, встречающийся в уставах вакфов благотворительных столовых, больниц и т.п. означал, что данное учреждение выпекает хлеб.
Хадама-и вакф
Служащие вакфа, такие как имамы, проповедники, муэдзины, учителя.
Хайрат
Материальные ценности, как движимое, так и недвижимое имущество, которые жертвуют в вакф люди ради довольства Аллаха, как например, библиотеки, мечети, книги, носилки для покойников и т.п.
Иджаб-и вакф
Заявление, произносимое во время акта установления вакфа. В зависимости от обычаев того или иного региона это могли быть разные фразы. Вакф не может быть создан при наличии только намерения учредителя, без его оглашения.
Имарат, имаратхане
Благотворительные столовые при медресе, мечетях, где питались студенты и нуждающиеся.
Кендумкуб
Работники, которые перемалывали пшеницу для таких учреждений, как имаратхане и больницы. В уставах некоторых вакфов эта работа упоминается отдельно, и за нее полагается зарплата.
Мани ан-нукуш
Работники, обязанностью которых было следить за тем, чтобы на стены мечетей, медресе, гробниц и других подобных зданий не наносили рисунки и надписи. Должность упоминалась в уставах вакфов, и за нее полагалась плата.
Сикайа
Превращенные в вакф источники для обеспечения водой людей и животных, такие как колодцы, родники, бассейны.
Нукуд-и маукуфа
Деньги, превращенные в вакф. Хотя в вакф, как правило, превращали недвижимое имущество, в соответствии с традициями в некоторых регионах это могли быть и деньги.
Саррафы (менялы) – неотъемлемая часть финансовой системы Османской империи.
Исламосфера