Абделила Бен Арафа создал жанр исламского мистического романа

Абделила Бен Арафа, заместитель Генерального директора ИСЕСКО, ученый и писатель, является автором амбициозного и новаторского литературного проекта по созданию жанра романа «ирфани»», то есть мистико-философского романа, основанного на отсылках к Корану, пишет Сана аль-Кувайти для агентство Аль-Джазира.


Абделилла Бен Арафа (Аддулиллях ибн Арафа) родился в 1962 году в городе Сале, недалеко от Феса, центра мистической культуры в Марокко. Будучи выпускником Сорбонны, он является исследователем в области лингвистики, суфизма и исламской мысли. В 2003 году Абделилла Бен Арафа начал работать в Исламской всемирной организации по вопросам образования, науки и культуры (ICESCO), занимал несколько должностей, а в 2021 году был назначен заместителем генерального директора ICESCO.

10 обязательных к прочтению произведений исламской классики.

Помимо общественной и научной деятельности, Абделилла Бен Арафа получил известность и на литературном поприще. Он основал то, что сам назвал «Новой литературой», – амбициозный и новаторский литературный проект «романа ‘ирфани», то есть мистико-философского романа, основанного на отсылках к Корану. Как говорит исследователь, он видит в этом проекте иную концепцию литературы, имеющую целью воссоздать пятнадцать веков мусульманской истории с помощью романа, сочетающего достоверность и художественные достоинства. «В этом проекте я предлагаю полное освещение всей этой истории, но это делается не по логике историка, который имеет дело с событиями, оставшимися в прошлом, а по логике романиста и прозаика, который пишет о событиях на основании того, что они живы и живут в нашем сознании и настоящем», – говорит писатель.

Источник: Аль-Джазира

В общей сложности 14 романов (12 из которых были опубликованы), 14 аятов Корана и 14 столетий с момента возникновения ислама образуют архитектуру этого литературного проекта. Автор говорит: «Я выделил для каждого столетия первопроходца и центральную фигуру, воплотившую в себе его достижения, пока серия не стала похожа на литературно-художественную энциклопедию арабо-исламской истории, концентрирующуюся на самых ее ярких моментах».

Как говорит Абделилла Бен Арафа, он выбрал форму романа, потому что писателю позволяется «говорить вещи, которые он, возможно, в целом не смог бы выразить таким же образом в интеллектуальных рассуждениях».

“Царь птиц”: американский роман о мусульманской Андалусии.

Серия прослеживает биографии величайших светил арабо-мусульманской цивилизации, таких как великие мусульманские философы и богословы Имам Газали, Ибн Араби, Джунайд Багдади, андалузский государственный деятель, поэт, историк и философ Ибн аль-Хатиб, известный своей приверженностью к суфизму турецкий султан Абдул-Хамид II и другие. В ней охватывается широкая географическая зона, включая такие центры исламской цивилизации, как Фес, Марракеш, Кайруан, Гранада, Севилья, Кордова, Багдад, Дамаск, Мекка, Иерусалим, Каир и Стамбул.

Роман «Ясин, сердце Халифата» посвящен эпической биографии османского султана Абдул-Хамида II, известного своей приверженностью к суфизму / Источник: Аль-Джазира

Особое значение в романах Абделиллы Бен Арафа, наполненных суфийскими символами, придается Корану. Он говорит: «Я всегда интересовался семантикой и тайнами «хуруф мукатта» в Священном Коране». Эти «хуруф мукатта» (буквенные зачины некоторых сур) часто включаются в названия его произведений. Например, первым романом серии стал «Джабаль Каф» (Гора Каф), посвященный Мухйи ад-Дину Араби, важной ключевой фигуре, которая повлияла на историю человеческой мысли в целом. «Каф» – это «харф мукатта», с которого начинается одноименная 28-я сура Корана. Второй роман, посвященный этому же мыслителю, был назван «Бахри Нун» (Море Нун). «Нун», соответственно, «харф мукатта», с которого начинается 29-я сура «аль-Калям». Кроме того, «каф» – это первая буква слова «Коран», в «нун» – последняя.

Новый роман о детективе-мусульманине писательницы из Канады.

Абделилла Бен Арафа говорит, что его проект представляет собой мистический («ирфани») опыт. «Нравственность (ахляк) не отделена от духовного знания (ирфан), и главная катастрофа современности – их разделение, как и отделение религии от государства и отделение нравственности от религии и других сторон человеческой жизни. Такое разделение … непродуктивно и противоречит цивилизации и истории человечества в целом… Роман, не дающий духовных знаний (ирфан), есть роман безнравственный в этом смысле», – заявляет писатель.

Писатель удостоился ряда наград, его «Гора Каф» была переведена на английский язык, а «Тавасин Имама Газали», ещё один роман из этой серии, – на французский.

Абделила Бен Арафа, «Тавасин Имама Газали» / Источник: iMusk

Исламосфера

Комментарии