Агыты – траурные песни Турции

«Смерть – это повеление Аллаха, но если бы не было разлуки!», – сказал турецкий поэт, переводчик Орхан Вели Канык. В Турции существует жанр агыт (ağıt) – траурная песня, плач. Это произнесение эмоционально заряженных слов или стихов, часто сопровождаемое специфическим плачем и причитаниями не только по умершему, но и по крупным бедствиям, таким как миграция, война и стихийные бедствия.


Как часть устной культуры, агыты занимают такое же важное место в сохранении исторической памяти, как и письменные источники. Они переносят опыт народа в будущее, передавая его и напоминая нам о том, через что прошли предыдущие поколения. 

Моя бабушка, известная агытчи, или исполнительница агытов, Шахиде Баджы является одной из хранительниц культуры траурных песней в Анатолии. Она одна из немногих женщин-исполнительниц, живущих сегодня в Турции, к сожалению, культура агытов постепенно угасает.

“Убиение Хусейна” как жанр литературы.

Lament poet sister Şahide and Senat Anar. (Photo by Sedat Anar)

Шахиде Бачи и ее внук Седат Анар / Источник: Седат Анар

Не только в нашей деревне Агрыл в иле Шанлыурфа, но и почти везде в Анатолии агыты на похоронах пели преимущественно женщины. Роль бабушки как исполнительницы таких плачей отражалась в ее повседневной жизни. Она редко улыбалась, а односельчане не всегда были рады встречам с нею, так как неизбежно вспоминали о смерти в ее присутствии. Но почему же моя бабушка выбрала эту роль? Сама она ответила мне: «Если я не буду петь агыты, то кто тогда будет, сынок?» и рассказала мне о своей жизни, как потеряла всех родственников, а ее муж ослеп. А в конце добавила: «Но, благодарение Аллаху, я удовлетворена тем, что пережила. На все есть свои причины. Аллах забрал их души, и Он вечен. Все от Аллаха: смерть, рождение и, конечно же, терпение и доброта».

Ярким впечатлением моего детства является воспоминание о том, что однажды, когда мне было 7 или 8 лет, скончалась наша соседка Медине. Бабушка пела над ее телом так, как будто та все еще была жива. Ее песня объединила всех женщин, собравшихся во дворе, где лежала покойная, в едином порыве, принеся мир в душу родственников.

Кербела как мотив средневековой поэзии.

Во всех агытах, которые пела моя бабушка, она всегда упоминала событие в Кербеле и смерть Хусейна, третьего имама. Иногда она терялась в эмоциях и впадала в транс. Как ее внук, я свидетельствую о том, насколько сильной была ее вера. Несомненно, именно она придавала ей сил. В моем творчестве музыканта и в меланхолии, которая доминирует в моих композициях, несомненно, есть доля влияния агытов, которые я слышал от нее с детства.

Когда я решил сделать видео о ней и записать ее агыты, то бабушка сначала воспротивилась. Она заявила: «Я пою их ради Аллаха, а затем для себя. Если вы собираетесь снимать это, я не буду их произносить». Уговаривать ее пришлось моей матери, тети, дяди и деревенскому имаму. Бабушка спела агыты для Фатимы и имама Хусейна. Она не умела читать или писать, но выучила наизусть почти 30 своих плачей. Каждый раз, когда она произносила «Хусейн», то ударяла себя в грудь. Слушая ее во время съемок, я, как и все остальные в деревне, вспоминал смерть.

Моя бабушка поет агыты, чтобы сохранить память о тех, кого она потеряла. Она вспоминает их через них. Она делает это ради своей собственной души и душ тех, кого оплакивает, чтобы принести им утешение.

10 форм музыки текке с примерами.

Исламосфера


Источник:

Sedat Anar «Lamentation in Anatolia, lament poet Şahide from Türkiye’s Halfeti»

Седат Анар (род 1988) – турецкий исполнитель на сантуре и композитор

Комментарии