Акрабазины – фармакологические энциклопедии исламского мира
В исламском мире акрабазинами именовались сборники рецептов лекарственных препаратов. На основе их в Европе стали создавать аналогичные труды, которые именовались кодексами или фармакопеями.
Слово «акрабазин» происходит от сирийского grafâzîn, которое, в свою очередь, является искаженной формой греческого grafidion «книжка». Поскольку эти книги были справочниками, которые всегда должны были быть под рукой у медиков, обычно их делали узкими и небольшими по размеру, чтобы их можно было носить в карманах, на поясе и сумках.
Акрабазины представляли собой сборник рецептов лекарственных средств, главным образом, комплексных. Рецепты, принадлежали разным авторам, и группировались в соответствии с их фармацевтической формой или действием. Для каждого препарата отдельно указывались содержащиеся в нем активные вещества, их количество, способ изготовления, действие, места применения и дозы. В акрабазинах имелись такие разделы, как «Простые (некомбинированные) препараты», «Наркотические средства», «Слабительные», «Клизмы», «Акрас (таблетки, пастилки)», «Давашир (слабительные и таблетки)», «Порошки», «Сиропы», «Мази», «Масла и пластыри», «Суппозитории», «Глазные препараты», «Пилюли», «Зелья», «Противоядия» и т.п.
Комплексные лекарства были очень распространены в восточных странах, врачи изготавливали их, смешивая различные активные вещества друг с другом и добавляя вкусовые и ароматические вещества, чтобы усилить или ослабить их действие, изменить вкус, увеличить или уменьшить продолжительность действия. Авторы могли вносить в формулы изменения, дополнения и сокращения в соответствии со своим личным опытом.
Античная медицина до сих пор жива благодаря мусульманам.
Медицинские энциклопедии великих исламских медиков IX–X веков, такие как «Фирдаус аль-хикма» Табари, «Аль-Хави» Абу Бакра ар-Рази, «Канон врачебной науки» Ибн Сины и другие содержат главы, в которых приводятся рецепты лекарств. Вместе с этим, уже в IX в. в исламском мире был создан первый самостоятельный акрабазин «Китаб аль акрабазин аль-кабир». Его автором был знаменитый медик Сабур ибн Сахль Кусадж (ум. 869), прославившийся как фармацевт. Этот труд в течение трех веков считался самым надежным сборником рецептов лекарственных средств. Позже его место занял «Акрабазин» Амин ад-Даула ибн Тильмиза аль-Багдади (ум. 1165), который был одним из главных медицинских авторитетов своего времени.
Развитие литературы акрабазинов происходило, главным образом, в IX–XIII веках. Последующие века ознаменовались периодом упадка, вызванного монгольским нашествием и различными кризисами. Создаваемые в это время труды такого рода ограничивались частичным построением и комментированием книг предшествующей эпохи с выражением восхищения ими.
В Европе аналогичные труды, которые именовались codex «кодекс» и pharmacopoeia «фармакопея», появились в XII в. и использовались вплоть до XVIII в. Первые из них были созданы на основе акрабазинов из исламского мира, на что указывает наличие в них формул арабских лекарств, известных под названиями «розовый мед», «сирканджубин», «черная мазь». Самым известным из таких кодексов является «Antidotorium» («Противоядия») Николаса Йерсена на латинском языке, опубликованный в 1471 году. Считается, что оригинал этой работы, содержащей сто сорок два рецепта, в том числе многих арабских лекарственных средств, был написан другим ученым по имени Николас между 1130-1150 годами.
Медицинское образование при Айюбидах.
Исламосфера
Источник
Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi