Аль-Марвази – автор, писавший о принявших ислам русах, богатых печенегах и аль-Халладже
Средневековый ученый и врач Аль-Марвази приводит в своем сочинении уникальные сведения о принятии русами христианства в 912/913 гг. и последующем переходе их в ислам.
О жизни Шараф аз-Замана Тахира аль-Марвази (1056/57-1124/25) известно немного. Родился он в Мерве, получил хорошее образование, был врачом при дворе сельджукских султанов, писал научные труды. Одним словом, почтенный ученый муж со скучным списком многочисленных заслуг. Но почтенные ученые мужи они такие – сидят себе тихо, опыты какие-то ставят, в книжках ковыряются, а потом раз – и атомная бомба готова. Особой непредсказуемостью отличаются историки. Ляпнут что-то или откопают какой-нибудь крайне неудобный для современности факт, что потом всякие идеологи ломают голову, что с этими фактами делать. Посему политики относятся к историкам крайне подозрительно и обычно строго контролируют, чтобы процессы развития исторической науки текли в нужном им русле.
Как викинги были связаны с исламской цивилизацией.
Марвази, собственно, писал не об истории, а о животных. Он признается одним из редких зоологов раннего Средневековья, занимавшимся, в частности, изучением паразитических червей. Ему принадлежит деление их на круглые и ленточные. Его основной труд носит название «Естественные свойства животных».
Но дело в том, что классификация наук в те времена отличалась от современной, как и вопрос о том, какие темы включаются в область исследования той или иной дисциплины. Поэтому помимо информации зоологического характера, «Естественные свойства животных» включает в себя повествования о разных народах, сведения географического, исторического и этнографического характера. Это можно было бы понять как троллинг человечества, но, скорее всего, дело в неопределенности области исследования разных наук в то время. Хотя кто его знает, ученые мужи они такие, от них чего угодно можно ожидать.
“Книга путей и стран” Ибн Хордадбеха.
Сочинение Марвази носит компилятивный характер, т.е. по большей части является пересказом сведений, приводимых другими авторами, что было характерно для его эпохи. Вместе с этим, оно содержит некоторые сведения, которые можно назвать уникальными. Так как в «Естественных свойствах животных» описываются тюркские племена, северные народы веси, угры, славяне и русы, то этот труд считается значимым источником по отечественной истории. Вместе с этим, исследователям не дает покоя информация о принятии ислама русами. Марвази пишет: «Что касается русов (ар-русийа), то они живут на острове в море… Случилось у них так, что приняли они христианство в 300/912-13 году. А когда стали христианами, притупила вера их мечи, закрылись перед ними двери добычи, и принесло им [это] вред и крах. Стало недоставать им средств к жизни, и захотели они [обратиться] в ислам, чтобы возможными стали для них война и борьба и [чтобы] вернуться к привычкам, которые были у них. Направили послов к правителю Хорезма, группой в 4 человека из [числа] приближенных царя. У них [есть] независимый царь, [который] называет сам себя и титулуется буладмир, как называют царя тюрков хакан, а царя болгар – владавац. Прибыли послы их в Хорезм, выполнили свою миссию, [получив] разъяснение от хорезмшаха, так что захотели в ислам. Послал к ним [хорезмшах учителей], чтобы научить их закону ислама и обратить в ислам».
Автор уделяет внимание и такой популярной в наши дни теме, как печенеги. Он пишет о них: «Печенеги – народ странствующий, который переселяется в те места, где [выпадает] дождь и где есть пастбища. Земли печенегов как в длину, так и в ширину на 30 дней пути. Со всех сторон они окружены многочисленными народами. Севернее их [находится] страна кипчаков, на юго-западе – страна хазар, на востоке – страна огузов, а на западе – страна славян. Эти народы нападают на печенегов, а печенеги нападают на них. Печенеги богатые, у них есть верховые животные, овцы, пожитки, золото, серебро, оружие, знамена и значки. Между печенегами и хазарами расстояние в 10 дней пути по степям и лесам. Между ними нет проторенной дороги. Они прокладывают [путь] лишь по звездам, знакам и наугад».
Другая актуальная современная тема, поднимаемая аль-Марвази, это критика суфизма. Марвази завершает ее рассказом о казни известного мистического богослова Мансура аль-Халладжа, приводя некоторые неизвестные до сих пор обстоятельства, способствовавшие этой казни, а также высказывания аль-Халладжа, обращенные к его последователям. Марвази характеризует их как «кощунство».
“Книга животных” Аль-Джахиза: новый взгляд западной исследовательницы.
Таким образом, как демонстрирует нам сочинение многомудрого средневекового мужа, с одной стороны, «Все течет, все изменяется», а с другой – вопрос принятия «русами» ислама актуален как никогда, набеги печенегов не уходят с повестки дня и все так же яростно, как и 900 лет назад, ломаются копья в спорах о том, как оценивать Мансура Халладжа.
Исламосфера