Али Хайдар-паша – последний османский эмир Мекки

Карьера арабского аристократа Али Хайдара-паши позволила ему стать доверенным лицом Османской империи в регионе Хиджаз.


Османский суверенитет над священным для мусульман городом Меккой начался в 1517 году после завоевания империи мамлюков султаном Селимом I, который занял пост халифа.

Последующий турецкий подход к правлению в регионе Хиджаз, где расположены священные для мусульман города, соответствовал их политическому стилю в других местах: предоставить определенную степень автономии местному вассалу, присягнувшему на верность османам.

В результате шериф Мекки остался правителем города, продолжив династию, которая существовала с X века, со времени правления Фатимидов. Потомки Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) через его внука Хасана – шерифы, были членами племени Бану Хашим и получили название «хашимиты». Их статус в качестве правителей самого священного мусульманского города обеспечил им видное положение при османском дворе, а также практические преимущества, такие как большие частные армии и налоговые льготы.

Последним человеком, занимавшим пост шерифа Мекки, был Али Хайдар-паша, который взял на себя задачу обеспечить лояльность арабов империи и положить конец восстанию, возглавляемому членом его племени шерифом Хусейном, свергнутым турками. Его личная преданность туркам дорого обошлась ему. Через несколько лет после поражения османов в войне империя распалась, и в 1935 году жизнь Али Хайдара закончилась изгнанием в Ливан, лишением всех титулов и власти. Но ограничить жизнь Али Хайдара ее последними эпизодами было бы неправильно, так как он также служил правой рукой последнего османского халифа Абдул-Меджида II и был активным парламентарием в законодательном органе Османской империи.

Французский граф, который принял ислам и модернизировал османскую армию.

Ali Haydar Pasha was the only non-royal at the school inside Yildiz Palace

Али Хайдар-паша в возрасте 7 лет / Источник: Kronik Kitap

Жизнь в османских кругах. Али Хайдар родился в Стамбуле в доме своего деда Абдул-Мутталиба в 1866 году и формально стал «заложником» Османской империи, который обеспечивал лояльность шерифата турецким властям. Али Хайдар-паша был единственным учеником школы султана во дворце Йылдыз, который не был членом императорской семьи. Результатом стали братские отношения с членами султанской семьи: он являлся ближайшим другом последнего халифа Абдул-Меджида II, а также видел, как его готовил к большей роли в империи султан Абдул-Хамид II – последний османский правитель, имевший значительный авторитет и власть в стране. Абдул-Хамид также планировал назначить Али Хайдара эмиром, когда тот достигнет зрелости, однако, этот план закончился свержением халифа в 1909 году после младотурецкой революции. Османы долгое время поддерживали клан Али Хайдара в династии шерифов, причем Али Хайдар принадлежал к ветви Зави Зайда, а шериф Хусейн, который позже возглавил арабское восстание, принадлежал к ветви Аун. На протяжении веков именно ветвь Зайда правила Меккой, но в 1830-х годах бывший вассал Османской империи и правитель Египта Мухаммед Али-паша начал войну против султана, назначив туда своим представителем шерифа из ветви Аун. Таким образом, Аун стал символом восстания против османских властей, и Стамбул стремился восстановить авторитет ветви своих фаворитов. Они сделали это, возвысив членов клана Зайдов, и главным бенефициаром этого стал Али Хайдар, занявший должность министра кабинета в Министерстве пожертвований, а затем вошедший в парламент после свержения Абдул-Хамида в 1908 году.

Как молдавский князь стал османским композитором.

Ali Haydar Pasha in Medina in 1916

Али Хайдар-паша в Медине в 1916 г. / Источник: Kronik Kitap

Борьба с арабскими националистами. Однако престижная жизнь Али Хайдара подошла к концу, когда разразилась Первая мировая война. Конфликт дал растущему арабскому сепаратистскому движению импульс, необходимый для окончательного отделения от османов, к большому разочарованию Али Хайдара. Когда началась война, и османы были на стороне Германии против западных союзников, главным приоритетом Али Хайдара стало поддержание единства между арабами и турками Османской империи. Аристократ выступил против подавления Стамбулом арабского национализма, в том числе против повешения сепаратистских лидеров в Дамаске в 1916 году. Он даже зашел так далеко, что склонил османов к тому, чтобы те пошли на уступки своим арабским подданным, например, передали управление местным жителям в регионах с арабским большинством, сделали арабский языком начального образования и увеличили представительство арабов в османском парламенте и бюрократии. Однако всему этому помешало арабское восстание, которое началось в 1916 году, когда шериф Хусейн вступил в союз с британцами. Хусейну было предложено признание в качестве короля Хиджаза, если он поможет изгнать османов с арабских земель. Это побудило Али Хайдара к действию, поскольку он считал, что будущее арабов находится под властью Османской империи. В июне 1916 года Хусейн был смещен со своей должности шерифа Мекки, и его место занял Али Хайдар. После простой и скромной церемонии он отправился в Хиджаз, чтобы помочь османской армии подавить восстание. Когда он прибыл в Медину, его ждали 15 000 вооруженных арабов, готовых дать отпор поддерживаемому Великобританией восстанию. В последующие месяцы он метался с одного фронта на другой, пытаясь убедить арабские племена не присоединяться к восстанию и оставаться верными туркам. Эта попытка оказалась тщетной из-за последовавшего поражения Османской империи и последующей оккупации северных арабских земель британскими и французскими войсками.

Брат Дракулы – мусульманин и командир янычар.

Ali Haydar Pasha seen here in 1934, died a year later in Beirut in extreme poverty

Али Хайдар-паша в 1934 г. / Источник: Kronik Kitap

Турецкая Республика, изгнание и смерть. В 1918 году Али Хайдар-паша вернулся в Стамбул, находившийся под британской оккупацией после поражения Османской империи. Турецкие войска под командованием Мустафы Кемаля, позже Ататюрка, начали свою «национальную борьбу» за освобождение континентальной Турции от европейской оккупации. Али Хайдар отправил Ататюрку телеграмму, в которой поздравлял его с военными успехами в Анатолии, но радость была окрашена печалью, так как в 1922 году прекратила свое существование Османская империя, а к 1924 году был упразднен и халифат. Будучи набожным мусульманином, Али Хайдар был против принятия каких-либо западных культурных норм, но новообразованная республика пошла на ограничение роли ислама в общественной жизни. Отказавшись носить шляпу в западном стиле, как того требовало республиканское правительство, Али Хайдар предпочитал оставаться дома и, когда его придворное жалование закончились, он был вынужден продать своих лошадей, машину и другие предметы роскоши. Последний эмир Мекки Али Хайдар-паша умер в 1935 году в Бейруте в крайней нищете, не имея никакого дохода, лишились былого авторитета и уважения. Дела его детей пошли лучше: Абдул-Меджид позже стал послом Иордании в Турции, а другие дети стали бизнесменами, художниками и писателями. Дневник Али Хайдара-паши на турецком языке был переведен на английский язык его второй женой Фатимой, бывшей Изабель Данн, дочерью британского офицера, служившего в Стамбуле. Текст был отправлен Джорджу Ститту, британскому солдату, который стал другом Али Хайдара во время оккупации Стамбула. Он опубликовал дневник в 1948 году в Лондоне под названием «Принц Аравии».

Пири-реис – знаменитый османский картограф и мореплаватель.

Исламосфера

Комментарии