Алия Изетбегович: Ислам – “принцип организации Вселенной”

Алия Изетбегович – один из важнейших мусульманских мыслителей 20-го века. В своих трудах он призывал вернуться к исламу как всеобъемлющей системе, организующей жизнь человека, народа и государства, пишет сайт aa.com.tr.


Недавно исполнилось 16 лет со дня смерти Алии Изетбеговича, первого президента независимой Боснии и одного из самых важных мусульманских мыслителей прошлого века.

Изетбегович – политик, писатель, юрист и философ, получивший международную известность во время жестокой Боснийской войны 1992-1995 годов.

В Турции поставили спектакль о лидере боснийских мусульман Алии Изетбеговиче.

Во время Второй мировой войны Изетбегович сражался против фашизма и националистов-четников, после войны – против коммунизма, а в 1990-х гг. он боролся за независимость Боснии и Герцеговины от Югославии.

Изетбегович, которого часто называли “мудрым королем”, занимал пост Президента Республики Босния и Герцеговина с 1992 по 1996 год и был председателем Президиума Боснии и Герцеговины до октября 2000 года.

Картинки по запросу izetbegovic alija

Источник: aa.com.tr

Интеллектуальное наследие: «исламское» видение Изетбеговича

Хотя он в основном известен как политик, благодаря успешному руководству в обретении независимости Боснии, Изетбегович также является одним из самых важных мусульманских мыслителей Европы 20-го века.

В своих идеях он обратился не только к мусульманам в Боснии и Герцеговине, но и мировой мусульманской умме.

Он является автором нескольких книг, в частности “Ислам между Востоком и Западом” и “Декларация ислама”.

Разрушенная войной мечеть “Жемчужина Боснии” восстановлена.

В “Декларации ислама”, написанной в 1970 г., Изетбегович подробно рассмотрел вопрос о независимости, пробуждении и расширении современной исламской мысли, а также о возрождении мусульманского мира, отношениях между Западом и исламским миром и о том, как построить новую цивилизацию.

Идеи, высказанные им в этом произведении, привели его к столкновению с югославскими властями. Вместе с 12 другими боснийскими учеными он был заключен в тюрьму на 14 лет после того, как его обвинили в “сепаратизме и создании исламского государства” в 1983 году. Он вышел на свободу пять лет спустя.

Картинки по запросу alija izetbegovic book

“Ислам между Востоком и Западом” Алии Изетбеговича / Источник: amazon.com

Ислам между Востоком и Западом

Поскольку современный мир находится в длительном и непредсказуемом идеологическом столкновении, в главном своем труде “Ислам между Востоком и Западом” Изетбегович обсуждает реакцию ислама на эти конфликты и вопрос о том, какую роль ислам должен был сыграть в формировании современного мира.

“Книга посвящена догмам, институтам и учениям ислама с целью установления места ислама в общем спектре идей”, – писал Изетбегович в своей книге.

Изетбегович выделил три интегральных взгляда на мир: “религиозный”, “материалистический” и “исламский”, которые, по его мнению, отражают три “элементарные возможности”: “совесть”, “природа” и ” человек”.

Он утверждает, что каждое из этих целостных мировоззрений проявляется в виде христианства, материализма и ислама.

Айваз Деде – праздник принятия ислама в Боснии.

Первый берет за отправную точку существование духа, второй – существование материи, а третий – “одновременное существование духа и материи”.

Исходя из целостного подхода, он указывает на то, что ислам – это название “единства духа и материи”, высшей формой которого являются люди.

Выделяя “внутреннюю гармонию между человеком и исламом”, он подчеркивает, что “подобно тому, как человечество является единством духа и тела, ислам является единством религии и социального порядка”.

По его словам, это единство, чуждое как христианству, так и материализму, является основной и “наиболее исламской” характеристикой ислама.

Алия Изетбегович утверждает, что ислам – это не только религия или образ жизни, но, прежде всего, “принцип организации мироздания”.

Источник: flickr.com

Преодоление “первобытного” универсального дуализма

Изетбегович критикует “всеохватывающий дуализм” человеческого мира, примером которого являются “непреодолимые” конфликты между духом и телом, религией и наукой.

Исследуя способность человека преодолеть это противоречие, он обнаруживает, что ислам диктует сначала понимание и принятие этого “первобытного” дуализма мира, а затем и его преодоление.

“Атлас исламской мысли – это вызов культурному колониализму”.

Ислам означает призыв к созданию гармоничного в душе и теле человека и общества, законы и общественно-политические институты которого будут поддерживать и не нарушать эту гармонию”, – подчеркивает Изетбегович.

Ислам является и должен быть “постоянным поиском в истории” состояния “внутреннего и внешнего равновесия”, утверждает он.

Это является “целью ислама сегодня”, и будет его “конкретным историческим долгом” в будущем, подчеркивает Изетбегович.

Могила Алии Изетбеговича в Сараево / Источник: en.wikipedia.org

Идеологическая, политическая независимость мусульманских стран

Основываясь на своем философском понимании ислама, он также критикует спорное разделение мира на два противоположных лагеря, основанных на идеологическом конфликте.

Изетбегович был одним из немногих мусульманских интеллектуалов, которые выступали против категоризации Восток-Запад, писал Ибрахим Калын.

“Сегодня мы сталкиваемся с двумя мирами, разделенными по сути, политически, идеологически и эмоционально”, – говорит Изетбегович.

Вестернизация и духовная апатия мусульман.

Обращая внимание на то, что ислам по самой своей природе идеологически и политически независим, он призывает мусульман освободиться от внешних влияний.

Мыслитель утверждает, что “противоположные идеологии с их крайними формами” не могут быть навязаны человечеству, и указывает на необходимость новой “срединной позиции”.

Ислам, занимающий центральное положение между Востоком и Западом, должен осознать свою миссию как “посреднической” нации в разделенном мире”, – заключает Изетбегович.

Исламосфера

Комментарии