Амир Хосров Дехлеви – величайший поэт Индии тюркского происхождения

Амир Хосров Дехлеви является величайшим поэтом Индии, творившим на персидском языке. Его называют «голосом Индии» (Тути-е Хинд) и «отцом литературы на языке урду».


Отцом Амира Хосрова был Амир Сайфуддин Махмуд – один из среднеазиатских командиров тюркского племени лачин. Амир Сайфуддин вырос в Кеше – маленьком городе неподалеку от Самарканда. Спасаясь от монгольского нашествия, он перебрался в Балх. Но не найдя и там безопасного убежища, был вынужден уехать и оттуда. Согласно легенде, покинул Балх он вместе с Бахауддином Валадом, отцом прославленного суфия и поэта Джалалуддина Руми. И если семья Джалалуддина Руми обосновалась в Конье, то Амир Сайфуддин отправился в Делийский султанат, возглавлявшийся в то время тюркским правителем Шамсуддином Ильтутмушем, который был земляком Амира Сайфуддина. Ильтутмуш принял беженцев, предоставил некоторым из них высокие должности и земельные наделы. Амир Сайфуддин получил вотчину в округе Патияли, недалеко от Дели. Он женился на Биби Даулатназ, дочери Равата Арза – министра девятого султана Дели Гиясаддина Балбана. В Патияли в 1253 г. и родился будущий поэт. После смерти его отца воспитанием и образованием Амира Хосрова занимался дед по материнской линии. Когда ему было восемь лет, его отдали на обучение в обитель ученого из суфийского тариката чиштия Низамуддина Аулия (1238-1325), который всю жизнь был духовным наставником Амира Хосрова.

Шеб-и Арус в Конье: празднование смерти как воссоединения с Творцом.

Александр посещает мудреца Платона, «Хамсы» Амира Хосрова / Источник: en.wikipedia.org

Создавать стихи Амир Хосров начал уже в возрасте 9 лет, а в 16-18 уже написал диван (поэтический сборник) «Тухфат ас-сигар» («Дар детства»). Его поэтический талант был вскоре оценен, и он заручился покровительством правителей Делийского султаната.

Писал Амир Хосров преимущественно на персидском языке. Ему также приписывается множество стихов на языке хинди. Кроме того, поэт владел арабским языком и санскритом, его стихи, положенные на музыку, до сих поют в суфийских обителях по всей Индии и Пакистану.

Суфийский музыкальный фестиваль в Индии призывает к любви и восхваляет смешение культур.

Амир Хосров является автором 92 книг, трактатов и афоризмов на персидском языке, урду и хинди. Его поэтическое наследие включает ряд диванов, такие поэмы, как «Тадж аль-фатах», «Туглук-наме», «Хамса». Также поэт создал множество игривых загадок, песен и легенд, которые стали частью популярной культуры Южной Азии. Его загадки – одна из самых популярных форм индуистской поэзии сегодня.

Амир Хосров внес выдающийся вклад в развитие музыкальной культуры Индии. Его называют основателем жанра каввали – суфийских песнопений, основанных на персидских, арабских, турецких и индийских традициях, а также тараны – типа композиции в классической вокальной музыке Индии. Его также считают изобретателем ситара – многострунного музыкального инструмента, используемого для исполнения индийской классической музыки.

Благодаря своему многогранному творчеству, Амир Хосров является одним из первых индийских деятелей с истинной мультикультурной идентичностью.

Каввали – жанр суфийской музыки, имеющий 700-летнюю историю.

Амир Хосров скончался в Дели в 1325 году. Его мавзолей находится в районе Хазрат Низамуддин неподалеку от могилы его учителя Низамуддина Аулия. Сюда приходят многочисленные паломники.

Каждый год в Индии в годовщину смерти поэта (урс) проходит музыкальный фестиваль, куда со всей страны съезжаются исполнители каввали.

Все, кто в этот мир приходят, не останутся, уйдут.

Да помянут тех достойно, кто достойно прожил тут!

Всех живущих на прицеле держит меткая стрела.

Нет числа пронзенным ею, и не будет им числа.

У Всевышнего в колчане та стрела всего одна,

Настигает в одиночку, но настигнет всех она.

Жить до светопреставленья не надейся.

Только тот так наивен, кто не знает, что у смерти свой расчет.

Все уйдем, не в этом дело. Как уйдем – куда важней:

Будут помнить ли могилу, позабудут ли о ней.

Не моли о милосердьи кровожадную судьбу:

Дождь находит неизбежно водосточную трубу.

Много тысяч караванов шло по нашему пути,

Многим тысячам таких же предстоит еще пройти.

Всяк живущий, коль не знал бы, что во прах вернется плоть,

Возгордился бы безмерно. Мудро создал нас господь!

Так ликуй, встречая весны, не печалясь, не скорбя,

Будь доволен тем, что весен есть немало у тебя!

О Хосров, как рак-отшельник не живи, пока не стар,

Не торгуйся в лавке жизни, не скупясь бери товар!

Исламосфера

Комментарии