Ардебильский ковер – шедевр персидского ковроткачества
Ардебильский ковер, когда-то украшавший святилище шейха Сефи ад-Дина Ардебили, основателя тариката сефевие и родоначальника династии Сефевидов, является одним из самых известных в мире шедевров персидского ковроткачества, сообщает сайт Музея Виктории и Альберта.
Шейх Сефи ад-Дин был главой суфийского тариката и предком шаха Исмаила I, основателя династии Сефевидов (1501-1722). Хотя точное происхождение ковра неясно, считается, что он был заказан для усыпальницы шейха, которая к XVI веку стала местом паломничества многих людей.
Ковер можно точно датировать благодаря надписи на одном краю, которая гласит:
У меня нет прибежища в мире, кроме твоего порога.
Кроме этой двери, для моей головы нет никакой защиты.
Сделано служителем мавзолея Максудом Кашани в 946 году.
Персидский ковер – это образ благоуханного сада.
Указанная дата соответствует 1539-1540 годам григорианского календаря. Это делает изделие старейшим датированным персидским ковром.
Вся поверхность ардебильского ковра покрыта узором с единой композицией. Это впечатляющее достижение, учитывая огромные размеры изделия – 1044 см × 535,5 см. Кайма по краю ковра окружает огромное прямоугольное поле, в центре которого находится большой желтый медальон. Вокруг медальона расположены формы в виде заостренных овалов. С двух из них, расположенных на противоположных концах друг от друга, свисают светильники. Углы ковра украшают узоры, повторяющие центральный медальон.
Лампы, изображенные в центральной части, имеют разные размеры. Согласно одной версии, это было сделано для создания эффекта перспективы – если сесть рядом с маленьким светильником, оба они кажутся одинаковыми по размеру. Вместе с этим, нет никаких других свидетельств того, что такой тип перспективы использовался в Иране в 1530-х годах. Другая точка зрения состоит в том, что такой изъян дизайна является преднамеренным. Подобное можно увидеть и в других изделиях мусульманского мира, когда ремесленники осознанно создавали какой-то дефект в своих творениях, показывая этим, что совершенство принадлежит только Аллаху.
Жемчужный ковер индийского махараджи для гробницы Пророка (мир ему).
Ковер изготовлен из шерсти на шелковой основе, его плотность составляет около 5300 узлов на десять квадратных сантиметров, что позволило включить в узор большое количество деталей. На изготовление подобного большого ковра с таким количеством узлов у команды опытных ткачей ушло бы несколько лет, поэтому одновременно над ним могло работать до 10 мастеров.
Потрясающий рисунок ковра включает в себя десять цветов. Красители были изготовлены из натуральных материалов, таких как кожура граната и индиго, поэтому оттенки немного различаются, создавая эффект «ряби» при использовании более темной и светлой шерсти.
В 1843 году ковер все еще находился в усыпальнице шейха Сефи ад-Дина, где его видели британские посетители. Примерно 30 лет спустя святыня пострадала от землетрясения, и ковер, будучи достаточно изношенным к тому времени, был продан манчестерской ковровой фирме, которая, в свою очередь, выставила его на продажу в 1892 году. В марте 1893 года шедевр был приобретен лондонским Музеем Виктории и Альберта за 2000 фунтов стерлингов.
Сейчас ардебильский ковер выставлен в Галерее исламского искусства Джамиль этого музея. В 2006 году для него была изготовлена огромная витрина, чтобы его можно было увидеть на полу, как и предполагалось. Ради сохранения насыщенных цветов ковра подсветка для него включается только периодически.
Продавец из Турции открывает чудесный мир килимов.
Исламосфера