Ардебильский ковер – шедевр персидского ковроткачества

Ардебильский ковер, когда-то украшавший святилище шейха Сефи ад-Дина Ардебили, основателя тариката сефевие и родоначальника династии Сефевидов, является одним из самых известных в мире шедевров персидского ковроткачества, сообщает сайт Музея Виктории и Альберта.


Шейх Сефи ад-Дин был главой суфийского тариката и предком шаха Исмаила I, основателя династии Сефевидов (1501-1722). Хотя точное происхождение ковра неясно, считается, что он был заказан для усыпальницы шейха, которая к XVI веку стала местом паломничества многих людей.

Ковер можно точно датировать благодаря надписи на одном краю, которая гласит:

У меня нет прибежища в мире, кроме твоего порога.

Кроме этой двери, для моей головы нет никакой защиты.

Сделано служителем мавзолея Максудом Кашани в 946 году.

Персидский ковер – это образ благоуханного сада.

File:The Ardabil Carpet - Google Art Project (corner).jpg - Wikimedia Commons

Источник: commons.wikimedia.org

Указанная дата соответствует 1539-1540 годам григорианского календаря. Это делает изделие старейшим датированным персидским ковром.

Вся поверхность ардебильского ковра покрыта узором с единой композицией. Это впечатляющее достижение, учитывая огромные размеры изделия – 1044 см × 535,5 см. Кайма по краю ковра окружает огромное прямоугольное поле, в центре которого находится большой желтый медальон. Вокруг медальона расположены формы в виде заостренных овалов. С двух из них, расположенных на противоположных концах друг от друга, свисают светильники. Углы ковра украшают узоры, повторяющие центральный медальон.

Лампы, изображенные в центральной части, имеют разные размеры. Согласно одной версии, это было сделано для создания эффекта перспективы – если сесть рядом с маленьким светильником, оба они кажутся одинаковыми по размеру. Вместе с этим, нет никаких других свидетельств того, что такой тип перспективы использовался в Иране в 1530-х годах. Другая точка зрения состоит в том, что такой изъян дизайна является преднамеренным. Подобное можно увидеть и в других изделиях мусульманского мира, когда ремесленники осознанно создавали какой-то дефект в своих творениях, показывая этим, что совершенство принадлежит только Аллаху.

Жемчужный ковер индийского махараджи для гробницы Пророка (мир ему).

File:The Ardabil Carpet - Google Art Project (cropped).jpg - Wikimedia Commons

Источник: commons.wikimedia.org

Ковер изготовлен из шерсти на шелковой основе, его плотность составляет около 5300 узлов на десять квадратных сантиметров, что позволило включить в узор большое количество деталей. На изготовление подобного большого ковра с таким количеством узлов у команды опытных ткачей ушло бы несколько лет, поэтому одновременно над ним могло работать до 10 мастеров.

Потрясающий рисунок ковра включает в себя десять цветов. Красители были изготовлены из натуральных материалов, таких как кожура граната и индиго, поэтому оттенки немного различаются, создавая эффект «ряби» при использовании более темной и светлой шерсти.

В 1843 году ковер все еще находился в усыпальнице шейха Сефи ад-Дина, где его видели британские посетители. Примерно 30 лет спустя святыня пострадала от землетрясения, и ковер, будучи достаточно изношенным к тому времени, был продан манчестерской ковровой фирме, которая, в свою очередь, выставила его на продажу в 1892 году. В марте 1893 года шедевр был приобретен лондонским Музеем Виктории и Альберта за 2000 фунтов стерлингов.

Сейчас ардебильский ковер выставлен в Галерее исламского искусства Джамиль этого музея. В 2006 году для него была изготовлена огромная витрина, чтобы его можно было увидеть на полу, как и предполагалось. Ради сохранения насыщенных цветов ковра подсветка для него включается только периодически.

Продавец из Турции открывает чудесный мир килимов.

Источник: secureservercdn.net

Исламосфера

Комментарии